Мы с сыном школьником, которого по моей просьбе приняли рабочим научного отдела, после учета спускались по реке Большой Шижим. Чтобы сберечь бензин, мы сняли с лодки мотор и спускались по реке на шестах, т.е. двигателем были длинные, тонкие, хорошо оструганные еловые жерди. Сын, как менее опытный, устроился на носу лодки, а я - на корме. Спуск на шестах ещё тем хорош, что лодка идёт почти без шума, можно увидеть много интересного. До устья реки оставалось немного, километров 6. Река небольшая и очень сильно петляет. Один берег невысокий, метра два всего, но крутой, река подмывает его, другой пологий в тем местах, где к реке не подступают высокие отвесные скалы.
Перед отъездом на эту реку, я разговаривал с инспектором охраны, и он рассказал, что в окрестностях кордона он видел следы кабана. Прежде следы этих животных видели примерно в 80 км западнее, поэтому было интересно увидеть их здесь. И тут замечаю, что недалеко от нас в невысокой траве мелькает чья-то спина бурого цвета. Первая мысль: а вдруг это кабан. Кабанов в природе прежде не видел, но размер их представлял. Если и был это кабан, то небольшой, так что какого-либо опасения я не испытывал. Так параллельно друг другу и перемещались вниз по реке, мы на лодке, а зверь чуть выше уровня глаз рядом по берегу в траве. Была надежда, что где-то будет прогал и удастся рассмотреть животное.
Потом зверя не стало видно, но вместо него над нами на задних лапах поднялась огромная медведица! Всё прояснилось – мы вспугнули медвежонка, он побежал в траве по берегу, ну а медведица, естественно, прибежала защищать своего ребёнка и, если потребуется, наказать обидчика. Нарисовалась картина: мы на лодке плывём под самым берегом по глубокому руслу, буквально надо мной стоит и ревёт медведица, у меня в руках только шест, даже топор в носу лодки лежит, потому что «носовику» приходилось разрубать упавшие в реку деревья, там он и остался. Мы во власти рассерженной мамаши, что захочет, то она с нами и сделает. Не шевелюсь... Лодку несёт вниз по течению, постепенно удаляемся от медведицы. Поревела, помахала лапами, опустилась на все четыре ноги и исчезла в лесу. Больше мы её не слышали и не видели. Так вот мирно с ней и разошлись.