Найти в Дзене
Script & Sence

Как мифы находят отражение в популярных фильмах

И почему Нео сравнивают с Иисусом Христом
Оглавление

В 1949 году американский учёный Джозеф Кэмпбелл издал книгу "Тысячеликий герой" (в некоторых переводах "Герой с тысячью лицами"). Основанная на работах именитых психологов и этнографов, книга рассказывала о мономифе - сюжетной структуре, прослеживающейся в мифах множества народов мира.

По мнению Джозефа Кэмпбелла огромная часть мировой мифологии основана на путешествии героя, в ходе которого он сталкивается с высшими силами, ужасными опасностями, а в конце обретает мудрость и возвращается в обыденный мир просветлённым.

"Тысячеликий герой" привлёк внимание как учёного мира, так и рядовых читателей. И особо её оценили кинематографисты. Голливудский продюсер Кристофер Воглер разработал небольшую методичку для сценаристов, из которой в дальнейшем выросла целая система написания сценариев. Сам Джордж Лукас говорил, что на создание "Звёздных войн" его вдохновила книга Кэмпбелла.

Что же такое "Сценарий по Кэмпбеллу" и как мономиф реализуется в современном кино? Разберём на примере известнейшего фильма "Матрица" братьев (тогда ещё) Вачовски.

Путешествие героя

Фаза 1

В ней берёт начало долгий путь героя. Собственно, это кинематографическая экспозиция и завязка.

1. Зов к странствиям

Героя призывают начать путешествие. Часто это делают высшие силы, принявшие мирской облик: старика, путника, животного.

В "Матрице" Морфеус нетривиально намекает, что скоро им предстоит встретится и Нео отправится в своё путешествие. Зов этот состоит из призыва "Иди за белым кроликом" и последующим разговором с Тринити в клубе.

Неясный пока приказ "Иди за белым кроликом"
Неясный пока приказ "Иди за белым кроликом"

2. Отвержение зова

Герой не чувствует себя особенным, не видит в себе сил, которые помогли бы ему пройти через все препятствия. Отвергая судьбу, он пытается вернуться к обыденности.

Проснувшись утром, Нео отправляется на работу. Начальник ему даёт понять, что надо выбрать: дисциплинированная работа или самоза.. увольнение. И Нео идёт на своё рабочее место, не смотря на то, что он как никогда близок к завершению поисков Морфеуса.

3. Сверхъестественное покровительство

Если герой принимает свою судьбу, ему начинают помогать сверхъестественные силы: мудрый учитель, сверхъестественные существа, волшебные предметы или даже боги.

Морфеус сам звонит Нео. Он чётко его инструктирует о том, как избежать облавы и покинуть здание. Однако, у Нео не хватает смелости и он вновь "отвергает зов". В результате агенты пленяют его и вживляют жучок.

Таким образом сюжет делает шаг назад. Но конкретно в "Матрице" это помогает лучше раскрыть персонажа и мир.

Нео получает новый зов, новый телефонный звонок. В этот раз Тринити уже более конкретно даёт понять, что будет дальше.

Время выйти покинуть мир, покрытый мраком
Время выйти покинуть мир, покрытый мраком

4. Преодоление первого порога

В этот момент герой делает свой первый шаг - ступает из обыденности в мир, где правят другие силы. Привратник испытывает героя, и если тот справляется, позволяет двигаться дальше.

Для начала Нео должен доверится Тринити, сесть в машину и позволить извлечь жучок. А далее встаёт ещё более сложный выбор: в третий раз отвергнуть зов или же "узнать как глубока кроличья нора". Морфеус предлагает Нео одну из двух таблеток - простая и ясная метафора, которую и объяснять-то было необязательно.

-3

5. Во чреве кита

Часто героя проглатывает огромное животное, которым нередко является кит. Внутри герой обнаруживает новый для себя мир. Иногда это бывают целые города, существа, живущие по иным законам, леса и реки. Из этого мира герой высвобождается, пережив ложную смерть. Это крайне важный момент, символизирующий обретение героем нового статуса. Теперь он не простой селянин, а тот, кто ступил на тропу неизведанного.

Нео покидает матрицу. Он обнаруживает, что реальный мир совсем не таков, каким видится. Вместо городов, гор, океанов и дождливых улиц огромные поля, где выращивают людей в качестве источников энергии.

Рабочий робот утилизирует Нео, которого сразу подбирает Морфеус и команда. Метафорически Нео умер и родился заново уже в новом мире.

Фаза 2

Эта фаза посвящена становлению героя. Здесь он сталкивается с настоящими опасностями, о которых даже не догадывался. Он постигает новый для себя мир с его законами и правилами, а также обретает силы, чтобы свершить предначертанное.

6. Путь испытаний

Теперь герой должен двигаться самостоятельно, доказать себе и другим, что он достоин своего нового статуса. На пути ему встречаются препятствия, которые он должен преодолеть без посторонней помощи.

Первым испытанием для Нео становится правда. Морфеус наглядно и без прикрас рассказывает, что из себя представляет реальный мир. Хоть это и тяжело, Нео справляется.

Но не всё так грустно. Ведь теперь Нео может осваивать матрицу по-новому. Он изучает боевые искусства и особенности иллюзорного мира в котором он жил.

Одна из лучших фраз Нео в фильме: "Уоу"
Одна из лучших фраз Нео в фильме: "Уоу"

7. Встреча с богиней

Это испытание, завершающее путь, в котором герой должен докажет что он призван не зря, что сама жизнь ему благоволит.

Морфеус и Нео едут к Пифии. Она спрашивает Нео, избранный ли он? И Нео отвечает "нет". Интересно, что в этот момент он проваливает испытание, за что получает мрачное предсказание о смерти своего наставника. Это достаточно нетипичный отход от традиционной структуры.

8. Женщина как искусительница

Женщина здесь лишь воплощение тайных желаний героя, которые способны помешать выполнить ему свой долг. Соблазн всегда затрагивает слабость героя, отчего противостоять ему очень сложно.

Агенты захватывают Морфеуса. Другие члены команды понимают, что нельзя допустить, чтобы агенты получили коды доступа к Зиону, поэтому принимают решение отключить Морфеуса. Нео может согласится. Тогда его наставник умрёт и предсказание сбудется. Это будет значить, что он действительно не избранный. Но Нео решает взять судьбу в свои руки и вместе с Тринити отправляется в логово агентов, не смотря на то, что он или Морфеус умрут.

9 и 10. Примирение с отцом и Апофеоз

Проходя свой путь герой обретает такую силу, что может сравнится с собственным отцом. Это не обязательно биологический отец героя. Чаще это воплощение тех ужасающих сил, что властвуют над жизнью.
Кэмбелл был неофрейдистом, поэтому мифы рассматривал как аллегорию взросления.
В Апофеозе герой придаётся блаженству от победы над своими страхами, от того, что теперь он имеет контроль над силами, которые ранее управляли им.

Нео и Тринити удаётся освободить Морфеуса. И никто из них не погибает. Нео доказывает себе, что способен управлять собственной судьбой. Теперь он уверен в своих силах и в том, что может больше, чем думал.

11. Вознаграждение в конце пути

На этом этапе герой получает вознаграждение за свой путь. Иногда оно материально, иногда нет. Артефакт, мощное оружие, живая вода, царство, сверхсила, осознание истины - всё это возможные варианты награды.

Наградой для Нео становится то, что и он, и Морфеус живы. Нео кажется, что ему удалось изменить предсказание. Теперь матрица для него не сгусток лжи и иллюзий, а мир, в котором можно существовать и даже побеждать.

Ну и восхищённый взгляд Тринити тоже неплохой бонус
Ну и восхищённый взгляд Тринити тоже неплохой бонус

Фаза 3

Путь героя назад, в родной для него мир. Преграды, казавшиеся ранее непреодолимыми, теперь не беспокоят героя с его новой силой.

Надо заметить, что эта фаза наиболее изменчива. В разных культурах на какие-то одни элементы может делаться упор, а другие могут быть сведены к одной фразе или вообще выброшены.

12. Отказ от возвращения

Герой может остаться с богами, дабы вечно пировать в блаженстве. Но тогда он никогда не принесёт обретённую силу простым людям. Соблазн не возвращаться в мир полный страдания и глупости может быть очень велик.

После счастливого спасения, Морфеус и Тринити успевают вернуться на корабль, а Нео остаётся один на один с агентом Смитом. Вместо бегства и перемещения на Навуходоносор он выбирает битву со Смитом, поскольку знает, что в этом мире его силы гораздо больше.

Не без труда Нео побеждает агента. Но опасности всё же заставляют его искать возвращения на корабль.

13. Волшебное бегство

Герой, завладев артефактом в сокровищнице дракона, возвращается домой. Его подстерегают все опасности сразу, за ним идёт погоня. А добрые покровители помогают ему пройти путь обратно невредимым.

Нео бежит от агентов, появляющихся повсюду. А "добрый волшебник" (именно так Нео называет оператора корабля Тэнка) направляет его на пути.

14. Спасение извне

Герой может совершить настоящий подвиг только в одиночку, не прибегая к сторонней помощи. Боги, наставники и добрые волшебники оставляют его перед решающей битвой. Но в конце, когда герой доказал свою доблесть они могут прийти на помощь и спасти его.

Нео уже почти покинул матрицу. Спруты-охотники вот-вот ворвутся на корабль и перебьют команду, но уничтожить их нельзя пока кто-то подключен к матрице. И тут агент Смит убивает Нео. Предсказание Пифии сбывается. Горе Морфеуса так велико, что даже смерть ему не страшна. Лишь Тринити не хочет смиряться с произошедшим. Ведь ей предсказали, что она полюбит избранного - Нео. А значит он не может умереть. Любовь Тринити и силы судьбы возвращают Нео с того света. И на самом деле, в этот момент Нео получает истинную награду в конце пути (см. этап 11) - контроль над матрицей.

- Нет.
Сказал как отрезал.
- Нет. Сказал как отрезал.

15. Пересечение порога в мир повседневности

Вернувшись в обыденный мир герою важно не потерять то сокровище, что он обрёл в путешествии. И более того, уметь им воспользоваться. Ведь соблазн отрешиться от приземлённых людей снова велик.

В "Матрице" этот этап показан коротко, но тем не менее, на нём завязан важный экшн-эпизод.

Нео обнаружив, что теперь не матрица управляет им, а он матрицей, увлечённо испытывает свои силы: останавливает пули, дерётся одной рукой и в конце концов разрывает изнутри агента Смита. Лишь крик Тринити из реального мира напоминает ему, что в это время спруты-охотники распиливаю оболочку корабля и вот-вот всех убьют. Но Нео, конечно, успевает вернуться в последний момент.

16 и 17. Властелин двух миров и Свобода жить

Для героя возвращение пройденным путём - прогулка в саду. Теперь он живёт в своём старом мире исполненный мудрости и силы и может по своему желанию посещать волшебный мир, который теперь для него не опасен.
Герой свободен в своей новой жизни. Его не тревожат мелкие заботы, мелкие желания, людские интриги и пороки. Он уверен в себе и своей силе, знает истину и законы мироздания. Да и что может пугать героя, который взял контроль над судьбой в свои руки и даже победил смерть?

Нео теперь не просто существует в матрице. Теперь он в ней бог (сложно не упомянуть аллюзии на Иисуса Христа). Ни законы матрицы, ни её защитный механизм в виде агентов не смогут остановить его. Нео - тот кто откроет истинный путь людям. Он абсолютно уверен в себе. Теперь-то он знает, что он и есть избранный. Последний кадр фильма с фантастическим полётом это лишь подтверждает.

He is the One. Он избранный.
He is the One. Он избранный.

Заключение

Вот так мономиф, объединяющий мифологию многих стран мира, стал основой "Матрицы". И не только её.

Путешествие героя легло в основу сценариев многих известных картин и пользуется популярностью до сих пор. Именно поэтому во многих произведениях о героях можно найти мнимые аллюзии на Христа, Моисея или Будду. Они появляются сами, потому что мономиф - повторяющаяся структура, на которой строятся истории о великих приключениях и великих преображениях. Хотя, ради справедливости нужно признать, что Вачовски сознательно вводили христианский символизм, увеличивая схожесть Нео с Сыном Божьим, особенно в продолжениях.

А ведь есть ещё кинокомиксы, которые часто называют современной мифологией. И поверьте, работа Джозефа Кэмбелла тоже сыграла немаловажную роль в становлении этого жанра.

Очень рекомендую вам ознакомится с самой книгой "Тысячеликий герой". Найти её не сложно. Из неё можно подчерпнуть очень много интересных мыслей и идей. И вы всегда сможете щеголять более глубокими знаниями о мифологии, религии и кинематографе одновременно.

Ну и если вам показалась интересна система построения сценария по Кэмбеллу, советую посмотреть мультфильм "Моана" и найти в нём все этапы путешествия героя самостоятельно.

А пока всего доброго вам. Увидимся.