Найти тему
Звенимир

Код Евы. О сериале «Шифр» и не только

Съёмочная команда сериала "Шифр", второго сезона.
Съёмочная команда сериала "Шифр", второго сезона.

На первом канале прошёл показ второго сезона сериала «Шифр» режиссёра Веры Сторожевой. Браво! Великолепно! Присоединяюсь ко всем восторженным отзывам. И режиссура, и сценарий, и сюжет, и тонкая игра актёров, и «атмосферность» - всё на высоте, фактически без слабых мест. Достойно гордого звания «Настоящего кино», а если это так, если это не продукт мыловаренной фабрики, а искусство, то имеет смысл разговор о чём этот фильм.

Не буду касаться исходного английского «Кода убийства», поговорим от том, что видела вся страна по главному каналу.

Мы живём в разорванном мире: добро и зло, чёрные и белые, прошлое и будущее, мужчины и женщины. Их борьба идёт так давно, что мы считаем её не просто привычной, а естественной, и наблюдаем как «противники» попеременно одерживают верх и в жизни, и в литературе, и в кино. Попытки прийти к компромиссу директивным способом приводят к унизительно карикатурным результатам, как, например, новые критерии оценки фильмов - претендентов на премию «Оскар» от Американской киноакадемии.

Сейчас мы видим, что верх одерживает прошлое, в российском кино уж точно: взрыв биографий от футболистов до мистиков гипнотизеров, ностальгические 60-е и 70-е, героические 40-е, трагические 30-е и так далее. В пьесе «Странная миссис Сэвидж» американского драматурга Джона Патрика пациентам психиатрической клиники приносят только старые газеты. Всё что там представлено как новости уже давно стало историей, и только как к истории к ним можно относиться. Прошлое безопасно, хотя бы на первый взгляд. Ничего изменить нельзя, жизнь героев завершена и её можно спокойно разглядывать, чего не скажешь о спорных утопиях и антиутопиях будущего и невыносимой острой боли настоящего, как в «Нелюбви» Андрея Звягинцева, в которой блестяще сыграла актриса «Шифра» Марьяна Спивак.

Рабочий момент съёмок сериала "Шифр", второй сезон.
Рабочий момент съёмок сериала "Шифр", второй сезон.

Женщины начинают теснить мужчин и в жизни, и в кино, и в литературе. Зулейха, как собирательный образ, открывает глаза, и что она видит?

Нобелевского лауреата, полное ничтожество, чьим именем она вынуждена была прикрываться, потому что патриархальный мир отказал ей в самой способности и возможности быть творцом, как в фильме «Жена» Бьёрна Рунге.

Четыре женщины шифровальщицы, офицеры ГРУ: мы практически ничего не знаем об их довоенном прошлом, а оно и не важно, потому что четыре года войны, годы страшных экстремальных испытаний, сравняли мужчин и женщин.

Не важно кем они были, важно кем они стали, а стали они самими собой. В замкнутом засекреченном мире разведки они были офицерами, так собственно и обращается к своей группе Екатерина (Елена Панова) в критические моменты, они были равными среди равных, там открылись их индивидуальности и таланты, в которых крайне нуждалась и которые так ценила Родина. Они приближали Победу как могли, и когда война кончилась, как и многие другие, ждали новой прекрасной жизни, а жизнь стремительно возвращалась в старое, к репрессиям, к власти партийных функционеров, к унизительному «знай свое место». Они шифровались, пытались вписаться в киндер, кирхе, кюхен, вышли замуж за самовлюблённого партийного карьериста, самовлюблённого алкоголика или самовлюблённого поэта. Стали учителем, библиотекарем, секретаршей, официанткой.

Четыре главные героини сериала. М. Спивак, Е. Вилкова, Е. Панова, Я. Дюбуи
Четыре главные героини сериала. М. Спивак, Е. Вилкова, Е. Панова, Я. Дюбуи

Так было, скажете вы, а разве сейчас не так? «Зулейха», получившая два высших образования одевает боксёрские перчатки и нокаутирует мужиков, добиваясь невиданных высот в мире мужчин и тем самым опять подчёркивая свое неравенство. Фильм «Шифр», несмотря на исторический антураж, не о прошлом - о настоящем.

В первом сезоне героини отстаивают своё право «быть», во втором они заявляют свои права на «стать». Патриархальные «владыки» покидают их сами, находя для своей головы хитрую «шею», на их место приходят те, кто знает героинь человеком. Но теперь им приходится противостоять женщинам, которые уютно устроились в расписанных правилах псевдосмирения и покорности. Во всём виновата ты сама, говорят они. В том, что муж тебе изменяет - нужно было уделять ему больше внимания, изменяет - молчи, ведь он хороший отец с солидным положением и зарплатой. Виновата в том, что на тебя напали - нечего по тёмным паркам одной ходить, сиди дома, учись у свекрови пельмени для мужа делать. Виновата в том, что тебя убили - знала же, что опасен, зачем подходила, а он теперь одинокий инвалид, и нам его жалко, и мы за ним ухаживать будем. Против этого попустительства насилию восстаёт Проскурин (Сергей Пускепалис), «нет» говорят ему героини, имеющие человеческое и гражданское достоинство.

В центре Москвы есть фонтан «Адам и Ева». Под сенью Древа познания Ева вручает Адаму яблоко, зашифрованное послание от змея. Так было положено начало противостоянию: кто виноват в потере рая. Но в жесте Евы читается приглашение. Предложение расшифровать этот код вместе.