Из воспоминаний Бегельдинова Т.Я.
Все мы мечтали об наступлении. И вот Калининский фронт сдвинулся с места. Мы активно работали. Хотя погода стояла плохая для авиации. Пурга все заметала и заметала, но полеты никто не отменял. Были потери. Все потери из-за слабой подготовки молодого пополнения. Сопровождение не всегда выделяли. Все это вело к потерям.
Стали придерживать молодых пилотов, старались подготовить по полной программе. Старались из ввести в боевую обстановку, старались через общение передать свой опыт. Старались показать избитые пробоинами машины. Привлекали на разборки боевых вылетов.
Первый вылет с нового аэродрома закончился запоминающимся событием. Событием неординарным. Получилось сбить бомбардировщик "Ю-88" над своим аэродромом.
В этот раз получили задание штурмовать гитлеровские танки находящиеся в Демьянском котле. Немцев прижали к реке Ловать, противник оказывал упорное сопротивление. Противник протискивался в узкий коридор. Узкая горловина мешка использовалась для вывода танков и артиллерии. Вот на эти колонны обрушили удар авиации. Штурмовку совершали при любой погоде, совершали до четырех вылетов в день. Нападали на гитлеровские колонны с воздуха.
Уничтожали переправы и топили немцев. В этот день эскадрилья Пошевальникова совершили три вылета. Утром обработали позиции зениток, далее обрабатывали позиции артиллерии. Эскадрилья самая активная в полку, самолеты не спускались с неба. Трудились от зари до зари. Несмотря на усталость продолжала подниматься в небо. В отдельные дни получалось произвести шесть вылетов.
На личном счету разбитые танки и пушки, разбитые укрепления и составы. Теперь комэск стал ставить в пример молодым. Как надо маневрировать при штурмовке, как надо управлять с умом. Как надо изворачиваться и маневрировать. Стремился все это оправдать. Именно так с умом пришлось крутиться на очередной штурмовке, все хорошо запомнилось. На фронте бои, задания следуют и следуют.
Дивизия Каманина выполняла задачу по штурмовке немецкой группировки около Старой Руссы. Все наши машины с двумя кабинами, есть стрелок с пулеметом. Хвост машины надежно прикрыт, можно идти на штурмовку стремительнее, выполнять свою задачу более эффективно.
Очередной вылет это разведка. Надо разведать все подходы к станции. По данным наземной разведки туда стали прибывать военные грузы, активно проходит разгрузка. Надо пройти низко, как умею. Два штурмовика будут отвлекать внимание немцев.
Вылетели. За мной следует пара штурмовиков. Вот миновали станцию, все старался запомнить. Все фиксировал фотоаппарат. Все завершено. Обрушил свой боезапас на станцию, смог поджечь какой-то склад. Хорошо на станции отметился.
Все пилоты уже готовились к вечернему отдыху, ждали команду. Поступил не приказ, а просьба. Все сразу значимость поняли. Пехота просила поддержки. Полк отбивающий атаки вырывающего из котла противника просил помощи. Немцы готовят атаку поддержанную танками, все разворачиваются в лесу.
Комэск развернул карту и показал лес, необходимо сорвать подготовку. Уже наступают сумерки, для выполнения задачи надо шесть машин. Что скажете? Просьба это тот же приказ, отданный не по уставу. Вылетело два звена, вел Пошевальников. Как обычно ведомый.
На цель вышли внезапно, фрицы не успели огня открыть. Танки все в указанном квадрате, ничем не прикрыты, все хорошо видны. Мы построили круг, стали падать, сбрасывали противотанковые гостинцы, выпускали бронебойные снаряды.
Хорошо видел, как бомба угодила в башню, как последовали взрывы, башня отделилась от танка. Свое точное попадание зафиксировал на следующем заходе. Накренил машину в развороте, увидел нападающих мессеров на ведущего. Прорвались в наш боевой строй, рассмотрел мессера идущего на меня. Немец целил в бок штурмовика.
Рванул ручку, машина не завершила разворот, круто ушла вниз. Мессер прошел над машиной, рассекал трассами наступающие сумерки. Он заложил вираж и снова стал заходить. На какие-то секунды оказался выше противника, крайне невыгодная позиция. Спасение только одно, прижиматься к земле и отходить на бреющем. Путь отхода перекрывает другой мессер. Сразу дал по нему из всего, стрелял наугад без прицеливания.
Осмотрелся, эскадрильи не было, успела скрыться. Стал соображать, как от пары мессеров уйти. Снимут теперь играючи, надо принимать бой! Надо продать свою жизнь подороже.
Стал вспоминать слова Каманина: "Бой состоит из тех компонентов: маневренность, огонь, осмотрительность. Нападать-главное Это ключ к победе. Оборона в воздухе немыслима, это уничтожение. Самолет должен нападать, самолет любой конструкции, это его спасение!".
Сразу собрался, был готов к бою. Мессер прошел в хвост штурмовика, но стрелок его отпугнул, заставил свернуть. Второй стал заходить наперерез. В этот момент появился наш истребитель, вынырнул из облаков. Он сразу напал на противника, немец атаки не принял. Сразу в душе отлегло, но немцы от желания сбить штурмовик не отказались.
Явно очень опытные пилоты, уверены в своем превосходстве и безнаказанности. Продолжали за штурмовиком охоту, отстреливались от прикрывающего истребителя. В небе образовалась карусель из четверки машин, поймать в прицел было трудно, но бой продолжался. Страха на тот момент не было. Была только ярость и азарт. Было одно стремление-победить.
Крутил свою машину как истребитель, всячески изворачивался. Периодически открывал огонь. Стрелок палил из своего пулемета. Часто казалось, что очередь угодила в цель. Вот мессер свалился на крыло, но вот вышел... Горючее уже на исходе, боезапас заканчивается. У стрелка патроны закончились! Спина у штурмовика голая! Только телом стрелок закрывает.
Мессеры продолжали около метаться. Если бы не наш истребитель, то расстреляли. Они ждали момент. Вот истребитель пошел на разворот, они этим воспользовались. Стали зажимать самолет в клещи, очередь истребителя задела фюзеляж.
Правый немец совершил разворот, пошел на машину, открыл огонь, шел прямо на меня! Все это застыло в сознании, словно какой-то снимок. Видел разворот мессера, видел атаку в упор, словно таран.
Разноцветные трассы били по машине, жму ручку и проваливаюсь вниз. Тут произошло невероятное и непредвиденное. Словно сказка какая. Немец проскочил ускользающий штурмовик, был очень увлечен атакой. Немец врезался в развернувшегося напарника!
Может одного из них догнала в этот момент очередь истребителя. Треск и грохот в небе! Осмотрелся, оба немца разваливались и падали. Небо перечеркивалось чёрной полосой дыма.
Доложил о воздушном бое, уничтоженных мессерах, их отнес на счет истребителя. Считал, что так справедливо. В тот момент по мессерам ни одного выстрела не сделал. В летной книжке об успешном бое с двумя истребителями появилась запись.
В тот день эскадрилья сбила четыре мессера, потерь не имела. Миновала фронтовая неделя, ежедневные вылеты. Утром одного дня получил задание на разведку. Провел разведку продвижения войск противника, вернулся. Только закончил доклад, приземлился другой разведчик. Все слово в слово повторил. Для страховки отправляли двух. После разведки стал ведущим и командиром звена, стал водить тройку.
ДРУГАЯ СТАТЬЯ КАНАЛА:
ВСЕ УДИВИЛИСЬ, КАК ЖИВ ОСТАЛСЯ
ПЕРВЫЙ БОЕВОЙ ДЕНЬ
ПЯТЬ "ЛАПОТНИКОВ" ИЗ ЗАСАДЫ
Если Вам было интересно, нажмите пожалуйста-"нравится" и подпишитесь на канал. Это лучшая поддержка для него. Спасибо за ваше внимание и время.