Театр – дело непростое, даже если это театр провинциальный. Страсти здесь кипят не только на сцене. И сюжет фильма, построенный на взаимоотношениях актеров, идущих вместе и врозь к успеху общей пьесы – дело крайне интересное.
Тем более, если речь идет не о современном сериале-однодневке, а серьезном фильмы 1984 года с целой плеядой замечательных актеров: Леонид Филатов, Алиса Фрейндлих, Лев Дуров, Лариса Удовиченко, Анатолий Ромашин и Александр Збруев.
Серьезная компания подобралась в фильме Константина Худякова. Недаром потом наград по всему миру набрали. И это во время СССР!
В провинциальный город приезжает режиссер Фетисов (Филатов), чтобы поставить на сцене местного театра чеховскую «Чайку». Фетисов талантлив и энергичен. Он снимает с роли Тригорина актера Платонова в исполнении Дурова, после чего тот умирает. Просто от обиды: посчитали, что на роль он не подошел.
И тут рождается первая дилемма: правильно ли поступил Фетисов? Он не хотел портить постановку плохой игрой Платонова, это его задача – сделать хороший спектакль. Но человек умер. Стоило ли это решение такой жертвы или искусство все-таки требует жертв?
Весь образ главного героя соткан из противоречий, поэтому вызывает у зрителя самые разные чувства. У него нередко проявляется жестокость к актерам, но это не презрение, а стремление к высоконравственной оценке их таланта.
Но постоянно так продолжаться не может. И вот герой в исполнении Збруева говорит Фетисову: тебе нужны живые люди, чтобы выдавливать их на свои полотна. Но сам режиссер – неживой человек. И Зуев (Збруев) говорит Фетисову: «Я не вижу здесь режиссера». После этого местная звезда Аркадина покидает без спроса репетицию.
И тут и сам режиссер спектакля проявляется гибкость: он хитрит, льстит, умоляет, чтобы вернуть артистку в постановку. И тогда становится понятно, что все эмоции, включая жестокость и высокомерие – все они подчинены одной цели – сделать постановку.
В итоге постановка Фетисова действительно успешна, но оправданы ли те страдания, конфликты, которые произошли в труппе во время подготовки и постановке? Эта моральная проблема – в основе этого фильма.
Финал скорее можно назвать трагичным. Фетисов идет по перрону вокзала и уезжает. Но что будет с артистами, которые поверили в него. Волнует ли этот вопрос театрального режиссера? Или же он просто сделал свою работу и отправился достигать новых творческих высот? Однозначного ответа нет, но в тонкой игре Леонида Филатова ощущается некая неуверенность в последней сцене – стоит ли уезжать – он не может ответить на этот вопрос однозначно.
Великолепное кино с хорошей драматургией, прописанным до мелочей сценарием и яркими актерскими образами. Один из лучших фильмов с участием Леонида Филатова.
Подписаться на канал «КиноНытик»