Грязь, крики, слёзы, удары плетью и кандалы. Нет это не пыточная. Это … обычная церковно-приходская школа в царской России. Попытки Петра I «гуманизировать» методику образования, учителя (выходцы из низов) восприняли в штыки. Они считали, что розги куда лучше действуют на непослушных учеников, чем вдумчивые беседы.
Помимо розг, дети получали удары линейкой, часто их драли за уши. Телесные наказания были столь популярны, что в некоторых школах каждый второй ученик ходя бы раз в месяц подвергался порке. Учили в таких школах в основном грамотности и слову божьему, а предложенные реформы по расширению программы считали излишествами. Поэтому, например, долгое время, отказывались учить детей арифметике.
В этих школах обучались дети ремесленников и купцов, которые составляли основной костяк населения. Кстати, своих детей они отдавали учиться без особой охоты. Как правило они обучали детей своему мастерству прямо на рабочем месте, тем самым обеспечивая себя преемниками. Школы, по их мнению, отвлекали детей от настоящего дела.
У дворянских детей, которых отдавали учиться в гимназии, фехтование, танцы, грамматика, латинский язык, география, арифметика, стихосложение и красноречие были в числе обязательных предметов. Но методы обучения была немногим лучше: дети вставали до рассвета, ходили маршем на молитвы, скудно питались. Времени на личные нужды было так мало, что мальчишки нередко дрались в очереди к умывальникам, чтобы успеть привести себя в порядок. И даже в привилегированных, казалось бы, учебных заведениях, детей так же секли розгами. Даже за мелкие шалости.
Кстати, выражение “всыпать по первое число”, появилось во времена первых лицеев. Количество розг на ученика строго регламентировалось – ровно двадцать. За мелкие шалости наказание растягивали на 30 дней, но если лицеист совершал серьезную провинность – все удары наносили за один раз. Ученика могли выпороть за присвоение чужих вещей, обмен книгами без разрешения, лень и плохую успеваемость, прогул, нескромность в классе и свист на уроке.
Еще один популярный вид наказания – карцер. Например, за драки или попытку пронести табак на территорию, ученика могли посадить в пустую комнату без окон на 16 часов.
Девочек, к слову, розгами не пороли и наказывали гораздо реже. Особо отличившихся драли за волосы и могли отрезать косы. В 1864-ом году вышел указ “Об изъятии от телесных наказаний..,” однако полностью побои запретили лишь после 1917-го года.