Holon IQ 26 августа опубликовал рейтинг образовательных компаний Russia and CIS EdTech 100. По сути, все компании, которые в него вошли, как стартапы, так и старожилы образовательного рынка, являются системообразующими в сфере российского онлайн-образования.
О многих есть что сказать, но сегодня хотелось бы затронуть тему OPM - online program management на примере нас, участников конкурса-рейтинга, Фонде развития онлайн-образования.
Что такое модель OPM?
Если совсем кратко, это набор методов и инструментов, позволяющих создавать, внедрять, оценивать онлайн-курсы. Но делается это не силами авторов контента или держателями компетенций, а внешней компанией. Именно она берет на себя всю нагрузку, связанную с упаковкой, внедрением и распространением онлайн-курса.
На международном уровне OPM - провайдеры активно развиваются именно в нише высшего образования. Однако, российские реалии иные - мы выступаем в качестве партнеров не только для вузов, но и для технологических компаний.
По данным Holon IQ, размер глобального рынка OPM составляет более 3 млрд. долл. Ожидается, что к 2025 году объем рынка OPM достигнет 7,7 млрд. долл. Но это данные по OPM для высшего образования, и прогноз был составлен еще до ситуации с COVID -19, так что прогнозируемые цифры можно с уверенностью оценить как минимальные.
А где же деньги? Тут тоже всё стандартно, как для международного рынка, так и для российского.
Во-первых, revenue share. Заказчик делится с исполнителем доходом, если, конечно, продукт был создан для монетизации.
Во-вторых, гибридная модель, при которой, кроме процента с доходов есть еще оплата за обслуживание.
И третий вариант, не совсем модель, точнее, совсем не модель, а покупка отдельных услуг OPM-оператора.
На международном рынке первый и второй форматы являются доминирующими, что же касается России - покажут время и практика.
Итак, российский сегмент OPM взял курс на уверенное развитие.
Уже сейчас есть игроки, например, Skillfactory, выводящие на образовательный рынок принципиально новые продукты, такие как, совместная онлайн-магистратура.
Но наша команда, Фонда развития онлайн-образования, уже не первый год помогает вузам, среди которых МФТИ и ТГУ, а также ИТ- компаниям, создавать образовательные продукты высокого уровня. Это и онлайн-магистратуры, и специализации, и отдельные курсы.
Мы договорились о прямом сотрудничестве с еще одним игроком рынка OPM - Coursera и стали первым российским провайдером образовательного контента на этой топовой международной платформе. Мы не является вузом или ИТ-компанией, но мы можем помочь всем, кто заинтересован в международной аудитории, получить к ней прямой доступ, создав новый высококачественный онлайн-курс.
Рынок должен развиваться, и ФРОО приглашает всех заинтересованных к диалогу и сотрудничеству.