В 1977 году на заводе ВАЗ началось серийное производство ВАЗ-2121 Нива, позже этот автомобиль станет одним из самых популярных внедорожников во всём мире. Но обо всём по порядку.
Советский Союз обладал огромными территориями, и весомую часть этих территорий занимали сельские поселения, поля и грунтовые дороги, по которым не всегда было легко проехать. И в связи с этим появились идеи о создании гражданского автомобиля повышенной проходимости. Автомобиль предназначался в первую очередь для колхозников, геологов и нефтяников, которые в то время ездили на ГАЗ 69 и УАЗ 469, но проблема была в том, что в этих автомобилях нуждалась армия а на гражданские цели машин не хватало.
Производство первого образца началось ещё в 1971 году под индексом ВАЗ-Э2121. Автомобиль имел бензиновый двигатель объёмом 1.6 л. С задним мостом раздаточная коробка соединялась карданным валом. Она имела переключатель на пять положений: включён только передний мост, включён только задний мост, включены оба моста (с жёсткой связью между ними), включены оба моста жёстко на понижающей передаче (только на двух мостах одновременно, чтобы не перегрузить трансмиссию), нейтральное положение. Передняя подвеска была независимая пружинная, а задняя взята от ВАЗ 2101. После была череда изменений и доработок.
Нива оказалась на столько удачной машиной что ей удалось опередить время. Её секрет был в сочетании высокой проходимости внедорожника и комфорте в управлении легкового автомобиля. Но главная изюминка этого автомобиля это меж осевой дифференциал, благодаря которому автомобиль получил постоянный полный привод (Что было прорывом в те времена). На бездорожьи машина по многим параметрам обходила на только УАЗ, но и иностранные внедорожники. За счёт лёгкого кузова и пост. полного привода она пролетала те места, на которых садились тяжёлые рамники. Но были и недостатки, такие как высоко оборотистый двигатель не позволял брать участки в натяг.
А комфорт легковой машины нива получила за счёт несущего кузова(Что было революцией в построении внедорожников) И именно этот автомобиль открыл новый класс машин, став первым в мире кроссовером. А так же независимой передней подвеске, и пружинам вместо рессор. Именно за эти нововведения в конструкторском бюро начались сражения- конструкторы старой школы утверждали что так машины ни кто не строит, а молодые и амбициозные конструкторы утверждали что за этим будущее.
Ещё одной сильной стороной Нивы является унификация с другими узлами и агрегатами марки ВАЗ(в смысле этой машине подходят детали от других машин ВАЗ) Например двигатель, коробка и задний мост были от ВАЗ 2106 и даже часть салона и задние фары перекоевали от неё И простота конструкции, что позволяет ремонтировать машину в любом гараже имея нужный набор инструментов и всегда найти запчасти на авто.
Максимальная скорость Нивы бвла 130 км/ч а разгон до 100 занимал 22 сек. что по тем временам было отлично для внедорожников.
За всё время производства завод ВАЗ выпустил около 2.5 млн авто из которых более 500 тыс. уходили на экспорт в 110 стран мира. И это ещё один рекорд Нивы- она стала самым продаваемым автомобилем за пределами СССР. Большую популярность завоевала в Германии. За границей эту машину любили за внедорожные качества, хорошие ездовые характеристики и низкую цену.
Так же Нива имела успехи в автоспорте. Так в ралли Дакар в 1981 г. 1 Участвовали 2 Нивы, одна заняла 3 место вторая 11 место. В следующем году на гонку вышло рекордные 20 машин одна из которых занимает 2 место, в то же время на других Ралли рейдах машинам небыло равных.
Подводя итоги могу сказать что этот автомобиль и сейчас в наше время не теряет своей актуальности и не потеряет в ближайшее время по скольку во времена когда в машины пихают максимум электроники(которая имеет свойства выходить из строя) Нива остаётся олдскульным внедорожником в котором минимум электроники и максимум механике, что является неоспоримым плюсом для бездорожья. А так же вы просто не найдёте более дешёвый в покупке и обслуживании автомобиль на данный момент. Многие сравнивают Ниву с Suzuki Jimny. От части это верно -это тоже внедорожник старой закалки с в котором максимум механики, но он стоит как 3 Нивы и поэтому не может конкурировать с ней.