Найти тему
История на пальцах

МТ-ЛБ история одного тягача.

Привет, друзья! Думаю, что не стоит обходить стороной такого парнишку, как МТ-ЛБ, который в Советском союзе именовался как "Объект-6". Начнем!

Фото взято со свободного источника в Интернете.
Фото взято со свободного источника в Интернете.

Изначально, при создании машины, конструктора презентовали его как машина для транспортировки (перевоз грузов, солдат, буксировка) и дали название Многоцелевой Транспортер/тягач Легкий Бронированный, откуда и пошло название. Мотолыга - так ласково прозвали рабочую лошадку. Уже 50 лет как этот тягач эксплуатируется в рядах армии, так и не снискав конкуренции себе. Естественно, он модернизировался под условия времени, но при этом, основные характеристики остались прежними.

Фото взято со свободного источника в Интернете.
Фото взято со свободного источника в Интернете.

Но весьма успешная конструкция позволила реализовывать на базе этого транспортера агрегаты для различного назначения, итого получилось около 20-ти модификаций, а если учитывать и боевые машины или вспомогательные - то вообще, около 50-ти.

Фото взято со свободного источника в Интернете.
Фото взято со свободного источника в Интернете.

Первые МТ-ЛБ были скромными тягачами МТ-12П "Рапира", но дальше-больше, но чтобы не запутаться поговорим сегодня лишь о тех модификациях, которые так и остались "перевозчиками" людей и груза.

Фото взято со свободного источника в Интернете.
Фото взято со свободного источника в Интернете.

1. Проект МТ-ЛБВ появился почти сразу после появления первого тягача, его нововведение обусловлено вездеходностью, которая и закрепилась в аббревиатуре. Изменения коснулись ширины гусениц, так с 350 мм они расширились до 565-ти мм, что позволило на фоне итак хорошей проходимости стать более универсальным, который не боится ни грязи ни снега.

2. МТ-ЛБВ тут же получил еще унификацию в вооружении. Так, вместо своей башни с пулеметом ПКТ установили зенитный пулемет 12,7-мимм калибром НСВТ и к аббревиатуре добавилась буква "М".

Фото взято со свободного источника в Интернете.
Фото взято со свободного источника в Интернете.

3. МТ-ЛБВМ тут же становится площадкой для экспериментов. И оружие на башне начинают менять, тем самым делая тягач параллельно и боевой машиной. Появляется МТ-ЛБ ВМК, у которой вместо НСВТ установлен "Корд". И тут же ставится более мощный двигатель и оборудование для связи. Называться такая модель стала МТ-ЛБ ВМ1К.

Фото взято со свободного источника в Интернете.
Фото взято со свободного источника в Интернете.

Далее уже нумерацию убираю, иначе запутаемся. Вот с последней модели пошли разные калибровки оружия, моторов, оборудования, защиты.

Фото взято со свободного источника в Интернете.
Фото взято со свободного источника в Интернете.

Итак, БТР-80 становится прототипом МТ-ЛБ, на который установили боевой модуль и легким движением руки получаем МТ-ЛБ 6МБ (6МБ1БЗ), на который установили автоматический гранатометы АГ-17 и автоматическая пушка ГШ-23. Была предусмотрена возможность установки спаренной ПЗРК "Игла".

Фото взято со свободного источника в Интернете.
Фото взято со свободного источника в Интернете.

Так как тягач изначально конструировали на Харьковском тракторном заводе, то после распада СССР их производство для российской армии начали на "Муромтепловоз", на котором и было продолжено усовершенствование модельного ряда МТ-ЛБМ.

Фото взято со свободного источника в Интернете.
Фото взято со свободного источника в Интернете.

Так, на "Муромтепловозе" в качестве башни поставили 14,5-мм пулемет КПВТ, а дальше - веселее:
- "Объект 6МА1" - добавился автоматический гранатомет АГС-17 «Пламя»;
- "Объект 6МА2" - здесь уже нет пулемета КПВТ, зато установлен автомат зенитной установки ЗУ-23;
- "Объект 6МА4", воплотил в себе две реинкарнации проектов "6МА1" и "6МА2", то есть хотели установить пулемет ПКТ, пушку 2А14 и гранатомет АГС-17.

Фото взято со свободного источника в Интернете.
Фото взято со свободного источника в Интернете.

Ну и завершил опыты с модернизациями стал, как ни странно, "Объект 6МА3", оснащенный гранатометом АГС-30, 4-мя противотанковыми ракетами "Корнет" и пулеметом ПКТ, что не мешало при этом быть тягачом и средством передвижения личного состава.

 Фото взято со свободного источника в Интернете.
Фото взято со свободного источника в Интернете.

Но и это еще не все!

Заимствовав башню БТР-80А, тягач "Объект 6МА" превратился в "объект 6МБ", став своеобразным бронетранспортером-тягачом, при этом параллельно повысив боевое оснащение. Так, имея автоматическую пушку 2А72, было бы возможным вести обстрел, при этом не попадая в зону поражения. У этой модели также есть модификации.

Гораздо интереснее вышеуказанные конструктивные модификации "Объект 6М1" "Муромтепловоза" и "Объект 6М2" "Курганмашзаводом". Так, "объект 6М1" наградили трехсотсильным мотором ЯМЗ-238БЛ-1, у которого механическая трансмиссия, что не помогло при большей массе не потерять в ходовке.

 Фото взято со свободного источника в Интернете.
Фото взято со свободного источника в Интернете.

Итак, дабы не сильно напрягать вас набором букв, подведу итог, что для получения новой "модели" тягача, меняется лишь башня с вооружением и все! Как были изначально сконструированы "особенности" МТ-ЛБ. Он так и остался за свои 50 лет тем самым многоцелевым транспортером/тягачом легким бронированным, разве что увеличился объем двигателя и то не на всех модернизациях.

 Фото взято со свободного источника в Интернете.
Фото взято со свободного источника в Интернете.

На этом все, дорогие друзья. Дополняйте статью своими комментариями, можно даже поспорить, ведь в споре рождается истина)))))

Обязательно подписывайтесь на канал и ставьте лайкосики!

До новых встреч!