Многие люди уверенны, что в нашем современном мире без знания английского — никуда, поэтому часто начинают учить этот язык. Кто самостоятельно, кто с частным преподавателем, а кто в языковой школе. Но вот проходят месяцы, а уровень английского кажется не меняется, желание изучать язык куда-то улетучивается и мы попросту, опустив руки, бросаем эту затею. Почему же так происходит?
За годы моего преподавательского опыта я поняла одну простую истину: если студент не понимает, зачем он учит язык, язык учится с трудом. Поэтому ученик со своей стороны должен четко осознавать, какова его мотивация и каковы его цели. Ведь мы знаем, что мотивация — штука удивительная, может заставить нас и горы свернуть!
Разницы между мотивацией и целью фактически нет. Быть может только, мотивация дает нам больше вдохновения и драйва с точки зрения эмоциональной составляющей. Но по сути, это всё одно, и главный вопрос здесь — «зачем». Как только вы поймете и осознаете реальную потребность в изучении языка, учить его вам станет гораздо проще и приятнее. (Это, кстати, работает со всем. Попробуйте!)
Какими же могут быть цели и мотивы? Вот основные, которые мне удалось выявить в процессе работы со студентами.
Для путешествий. Это, наверное, самый распространенный запрос среди студентов. «Боюсь ехать за границу, потому что не смогу объясниться,» — такую фразу я часто слышу от новых учеников. Такие студенты приходят в основном как раз-таки за тем, чтобы выучить язык для своего комфорта в путешествиях, а кто-то даже для того, чтобы наконец-таки отправиться куда-то в первый раз без боязни заблудиться или быть непонятым. Хорошая мотивация для любителей новых мест.
Для общения с иностранцами. Смежная с путешествиями цель — межкультурная коммуникация. Некоторые люди в путешествиях любят не только рассматривать достопримечательности или прогуливаться от бассейна к бару и обратно, но еще и коммуницировать с местными жителями или другими туристами. Зачем? Цели могут быть разными: найти друзей, узнать что-то новое о месте, обменяться опытом. Поэтому такие «болтуны» и учат язык, чтобы реализовывать свои потребности в общении.
Для работы. Здесь довольно-таки все понятно. Часто в международных компаниях требуется знание английского языка. Требуют то требуют, но какова будет мотивация учить язык? Если знание языка никак не повлияет на вашу должность или зарплату, то явно никакой. В таком случае нужно попросить повышения или прибавки. Для вас это станет отличной мотивацией! А еще по работе могут попросить переехать в другую страну. Там английский точно знать не помешает, а какие перспективы откроются! Многим студентам именно это помогает быстро освоить язык.
Для сдачи экзаменов. Довольно таки распространённая цель изучения языка. Кто-то сдает государственные экзамены, кому-то нужны сертификаты международных экзаменов для учебы или работы. Однако, здесь мотивация зависит от настроя и желания студента, потому что на одном «надо» далеко не уедешь. Нужно четко задать себе вопросы и ответить на них. «Зачем мне учить язык и готовиться к экзамену?» — «Чтобы получить престижную и хорошо оплачиваемую работу за рубежом!» — «Зачем мне престижная и хорошо оплачиваемая работа за рубежом?» — «Чтобы повысить качество своей жизни!» — «Зачем мне повышать качество своей жизни?» — «Чтобы больше ею наслаждаться!» и т.д. и т.п., пока ваши «зачем» не иссякнут.
Для переезда. Переезд в другую страну, особенно англоговорящую, мотивация мощнейшая, особенно если вас туда не силком тащат, а вы сами этим горите. Язык там нужен будет и для комфортной жизни, и для работы или учебы. Так что, чтобы не впасть в лингвокультурный шок по прибытии, многие студенты ставят себе целью изучение языка заранее и, в большинстве своем, преуспевают.
Для учебы. Здесь скорее речь идет об обучении за рубежом. Студенту нужно будет не только посещать лекции и делать домашнее задание на языке, но еще и обитать в данной стране. Конечно, я говорю про те места, где обучение ведется на английском, а население спокойно пользуется этим языком. Однако, данный вид мотивации работает и с любым другим языком, что логично. Самое главное — чтобы ваше желание получать образование за границей было искренним, а не навязанным кем бы то ни было.
Для удовольствия. А есть люди, которым просто нравится учить языки. Знаете, как некоторым паззлы складывать или играть на гитаре. Для них изучение языка — это своего рода хобби, от которого они кайфуют и получают свой заряд дофаминов. Такие студенты обожают копаться в нюансах языка, пользуются всеми возможными ресурсами и задают столько вопросов преподавателю, сколько позволяет длина паузы, которую сделал педагог, чтобы перевести дыхание во время урока.
Для общего развития. Ну и заключительный запрос, с которым приходят некоторые студенты и про который я напишу, это: «Ну, знать английский полезно и это хорошо для общей эрудиции, так что давайте изучать.» Но на самом деле я скажу, что это не совсем верный способ мотивации, потому что данный запрос не отвечает на вопрос «зачем». Чтобы просто знать? Возможно, для кого-то это сработает, например, для типичных «отличников» по жизни, которые всегда должны знать все, особенно то, что актуально. Но для большинства людей это не работает, поэтому имея данную мотивацию, советую подумать в другом направлении и найти более практичную цель.
Подводя итог вышесказанному, главное перед тем, как начать (или продолжить) изучать английский язык, нужно всего лишь задать себе вопрос: «зачем оно мне надо» и честно на него ответить. Ваша мотивация будет вашим главным помощником. Ну а что делать в ситуациях, когда мотивации нет, а язык знать надо, я поделюсь в дальнейших статьях.
А что мотивирует лично вас на изучение английского? Поделитесь в комментариях! А еще, если вам понравилась статья, дайте мне знать!
P.S. Всегда рада узнать, на какую тему будет интересно почитать именно вам, так что не стесняйтесь и оставляйте запросы.
All the best, Maria