Но путь йоги он один. Я снова возвращаюсь к теме Санкхья, Йога, Веданта, чтобы закончить эту мысль. Йога - вы понимаете в чём заключается путь и куда вам нужно идти, тогда начинается стадия практики йоги. Но практика йоги без понимания того, что вы делаете, и зачем вы это делаете может привести к долгим скитаниям, пока вы не поймёте смысл, и поэтому нам помогает философия Веданты. Веданта - не философия - это явление истины.
Слово философия означает: «фил» - любовь, «софия» - мудрость. Означает любовь к мудрости. Веданта - это мудрость ведь. Она отражает опыт великих Мастеров. И то, что они открыли, это что если вы будете помнить о некоторых нюансах, то тогда ваш путь йоги станет намного легче. Ведь тогда вы будете все свои энергии направлять в одно русло, вместо занятий йогой для развития силы, использования йоги, чтобы достичь успеха в этом мире, и так далее. Этим занимаются так многие люди. На днях я увидел рекламное объявление в журнале: «Массаж и йога для похудения». То есть йогу используют, чтобы стать стройнее, чтобы исцелить проблемы пищеварения. И так многие люди думают, что йога, это подобное суеверие.
И веданта помогает нам понять, какова наша конечная цель: не просто любить Бога, но стать этим, осознать внутри самих себя, что это то, кем мы в действительности являемся. Мы все, каждый из нас, являемся центром вселенной. Это то, что описывал Мастер, когда рассказывал о своём первом опыте соприкосновения с Космическим сознанием. Он сказал: «Я познал себя центром этой космической империи. Это пришло через интуитивное восприятие моего собственного сердца». Каждый из нас этим является. В этой вселенной центр везде, а окружность нигде.
И эти три философии в действительность являются одним. Среди них нет главной, как пытаются доказать многие ученые пандиты.
И тоже самое касается различных путей йоги. Ведь все они подчёркивают ваши индивидуальные особенности. Если ваш характер склонен к эмоциональности, тогда, естественным образом, вам проще будет идти путем преданности. Если вы склонны к интеллектуальному восприятию, то вам проще будет идти путем гьяно йоги. Если вы склонны к физической деятельности, то вам подойдёт карма йога. Но если вы углубитесь в какой-либо из них, то дойдёте до стадии, когда, например, преданный, который станет очень глубок в своей преданности, дойдёт до стадии, когда больше не сможет петь громко вслух.
Тереза Авильская была великой святой христианского мира, и с ней произошло следующее: она шла путем преданности, но как она рассказывала, она дошла до стадии, когда не могла более молиться, её ум стал абсолютно недвижим. Она назвала это четвёртой стадией молитвы. И продолжая свою садхану она дошла до стадии, когда восприняла Иисуса без формы. И тогда её церковный наставник сказал, что она стала еретиком. Уже позже она сама нашла в старых книгах описание святых о том, что бесформенный Христос, это высшая стадия восприятия Христа. Невидимая форма Христа в форме, но безграничное сознание. Тогда церковь приняла то, что она говорила. Но она говорила всё это из своего собственного опыта. Так она говорила, что душа находится на макушке головы. Она это открыла из своего собственного опыта. Никто в её традиции не говорил об этом.
Итак, путь бхагки йоги, если им глубоко следовать, приводит к тому, что как говорил Мастер: «Я не могу более молиться словами. Только шепотом моей жаждущей души».
И затем путь гьяно йоги. Гьяно йога, правильно понимаемая, не имеет никакого отношения к интеллекту. Очень многие люди думают, что гьяно-йога, это анализирование священных писаний. Шебенду сказал: «Анализ – парализм». Не возможно осознать это размышлениями. В действительности, я обнаружил, что простые люди имеют гораздо больше способностей и возможностей для духовного развития, чем те люди, которые думают о себе как об очень образованных и интеллектуальных. Есть такая интересная особенности: когда мы думаем, например, о другой планете, что люди говорят, что та цивилизация более разумная, чем наша, более продвинутая цивилизация. И всё время люди говорят, что она более разумная, чем наша, высокоразвитая. Но, например, подумаем об ангелах. Думаем ли мы о них в контексте, что они более разумные? Мы так не делаем. Каким-то образом, мы осознаем, что есть другой уровень понимания, гораздо более глубокий, чем интеллектуальный уровень. Восприятие, интеллектуальность означает разделение всё на части, и попытка снова всё потом соединить. Целостному восприятию этого делать не надо. С ним вы сразу же всё видите таким, какое оно есть. И гьяно йога, истинное назначение гьяно-йоги - стереть эго. Наблюдая за эго различать нети-нети - я не это, я не то, наблюдать за собой, и видеть, как эго играет, оставаясь отстранённым от этого всего. И каждый должен делать это, будь то бхакти йог, или гьяно йог, или карма йог, каждый должен так делать.
И если вы практикуете гьяно йогу без преданности, вы не достигните цели. Шри Юктешвар был серьёзным гьно йогом. В его книге, которую почти никто не понимает, в конце он говорит: «Надеюсь, я показал, что Бог есть любовь». Так же, в этой книге, он сделал заявление. И это то, о чём Шебенду сказал вчера, и ответил на вопрос Робина о том, как следует любить, например, своих детей. Шри Юктешвар говорил о естественной сердечной любви. Он не говорил о развитии любви, он говорил об очищении сердца от всего мелочного, что мешает вам излучать любовь: семейная гордость, гордость родословной, гордость знаниями, гордость занимаемой должности, гордость богатством, всё то, что сужает сердце. Он говорил: «Вы должны освободиться от этого. Должны освободиться от мысли, что вы кем-то являетесь, что вы кем-то владеете. Не живите мыслями, которые всё заставляют крутится вокруг вашего эго. Постарайтесь сделать ваше сердце мягким. Любовь в нём есть всегда. Мы сотворены из любви». Каким образом можно её развить?
Это то, почему так интересно в йога сутрах говориться, в штанга йоге, восьмиступенчайтой йоге Патанджали, там говориться, например, о правдивости, но формулируется как не правдивость, а как не ложь. Идея в том, что если вы не будете лгать, то автоматически будете правдивым. Вам не надо пытаться быть правдивым, вы должны освободиться от желания не быть им. И тоже самое касается всех этих различных качеств.
И Гьяно йоги, в том числе и Шри Юктешвар, имели огромную преданность, но вся она была внутренней, а не тем, что очень часто выражается внешне. Но в его душе и сердце была огромная любовь.
И тоже самое касается карма йоги. Карма йога должна пониматься различными способами. Лахири Махасая говорил о высочайшем проявлении карма йоги - это отдача вашей собственной энергии вверх Богу в медитации. И это то, почему он дал эти простые техники с очень простым названием Крийя йога. Крийя означает действие. И эта техника является внутренней карма йогой.
Чуть вернёмся назад. Первое, что я хотел здесь подчеркнуть, что настоящая карма йога… Так многие люди, даже в Индии говорят мне: «О, я ещё не готов для медитации. Сейчас мой путь, это карма йога». Может так оно и есть, но многие из этих людей под этим имели ввиду: мой путь сейчас это разбогатеть. Но это не карма йога. Это карма бхога. Искать удовольствий от своей кармы, это не цель карма йоги. Карма йога означает - отдавать плоды действий, не быть привязанным к тому, что вы делаете до торой степени, что начинаете осознавать, что вы этого даже не делаете. Ведь пока вы думаете, «я действую», вы не сможете действовать действительно правильно. А вот когда вы отдаёте плоды действий, вместо того, чтобы привязываться к ним, тогда вы начинаете понимать, что что-то течет через вас. И когда это случается, именно Он, тот, кто действует. Конечно, в начале вам надо продолжать действовать.
Помню, много лет назад, когда я только начинал проводить лекции, Мастер сказал мне, что я должен молиться перед лекцией, а затем позволить Богу, говорить через меня. Я всегда это делал, но однажды, прямо по середине лекции я подумал: «Хорошо, раз я должен позволить Богу говорить через меня, может мне следует полностью замолчать и позволить Ему начать говорить?» Это был эксперимент. Я, в действительности, не очень то верил, что всё так получиться, но я хотел проверить. И в середине моей лекции я замолчал, и стал ждать. Я ждал. И ждал. Две минуты. Люди вытирали пот, думая, что я скован страхом. А мне было очень хорошо и спокойно в этом ожидании того, когда же Бог начнёт говорить. Внутренне я молился Ему, непрестанно молился: «Давай, пожалуйста, скажи что-нибудь». Он не сказал ни слова.
Затем я пришел к пониманию того, что это я должен сделать это, но сохраняя сонастройку с Ним, и позволяя приходить этому вдохновению. И в действительности это то, как все происходит. Когда вы так действуете, вы не особо думаете, что именно вы что-то делаете. Вы думаете, что это Он делает это. И чем сильнее в вас эта мысль, тем более вы находись на уровне, на котором всё случается, даже если вы сами в действительности ничего не делали. Так йоги, которые никогда даже не говорят, делали для человечества больше, чем те, кто словно миссионеры стараются всем что-то сказать, всех послать на небеса. Может быть их всех и послали, вот только никто из них не прибыл.
И карма йоги достигают той же стадии что и бхакти йоги и гьяно йоги.
Про гьяно йогов уточню. Они достигают стадии, на который возникает вопрос, а кто тот, кто способен различать? Ум становится спокойным, так как приходит понимание, что Бог достигается не размышлениями, и ум входит во внутреннюю тишину. Карма йоги достигают стадии, когда их чистые мотивы позволяют им увидеть, что истинным деятелем является Бог. Они начинают чувствовать Бога, и они входят в эту тишину, и понимают, в чём проявляется высочайшая карма йога - просто отдать себя Богу. Этот мир является обязанностью Бога. Нам нужно очистить самих себя помощью, служением. Так, когда, например, я вас учу. Кто-то может сказать, я помогаю вам. Правда и в том, что это вы помогаете мне. Ведь вы даёте мне возможность послужить так, чтобы я смог приблизиться к Богу путем, который мой Гуру сказал мне реализовывать. При этом, в этом всём, мы начинаем осознавать, что единственное, что важно, это не работа, которую мы осуществляем, ни люди, которым мы помогаем, ни вещи, ни книги, которые мы пишем. Всё это совершенно не имеет значения. Просто перетасовка колоды карт: одна карта, или другая. В конечном счете, единственное, что имеет значение, что важно - это наша любовь к Богу. Нужно постараться к концу этого воплощения угодить Богу. Мы были рождены только для этого, не для каких-то ещё дел. И карма йоги, когда они понимают это, становятся всё более и более спокойными, их внешняя деятельность умиротворяется, и вот они в покое.
Вы видите все эти различные пути йоги в действительности одно.
И вы не можете разделить их, ведь не один из них не будет полноценным без другого. Бхакти йоги без различения становятся эмоциональными. Бхакти йоги без стремления служить, становятся эгоистичными. Гьяно йоги без преданности становятся сухими философами. Гьяно йоги без действия становятся непрактичными, и не могут направить энергию правильным образом. Карма йоги без различения и преданности просто вовлекаются во всевозможные беспокойные дела.
Все эти пути части одного основного учения - йоги. И Раджа йога объемлет все эти различные аспекты, складывая их в единую картину, и призывает к практике самой высочайшей карма йоги, высочайшей преданности, высочайшего различения или гьяны - отдачу себя бесконечности. И тогда вы выходите за уровень этой йоги в реальную йогу, которая есть Единство.
Видео на ютюб канале: https://www.youtube.com/watch?v=P7j2lxmm0J0&feature=emb_title
Оригинал видео на сайте: https://www.youtube.com/user/AnandaWorldwide
Больше информации на русскоязычном сайте: http://reality-yoga.ru/
Узнать о том, как поддержать данный проект можно здесь: https://reality-yoga.ru/podderzhite-proekt/