В первой части нашего цикла статей о запчастях и комплектующих современных мотоциклов Ява мы рассказали о ситуации в целом и о шинах и камерах Mitas из Чехии для мотоциклов Ява.
В этой статье мы продолжим рассказ о чешских производителях комплектующих, которые поставляют свою продукцию на завод Jawa в городе Тынец-над-Сазавой.
Следует отметить, что запчасти и комплектующие для мотоциклов Ява в Чехии делают не только для завода Ява и не только для современных моделей.
Для мотоциклов Ява прежних поколений и прежних лет выпуска сохраняется отличная обеспеченность новыми оригинальными запасными частями. Конечно, есть отдельные позиции для совсем старых мотоциклов, которые трудно найти. Но в целом, ситуация, пожалуй, лучше, чем для любой другой марки в мире. Попробуйте купить запчасти для мотоцикла, выпущенного 50 лет тому назад и более, если это не Ява. Скорее всего, это будет крайне сложно или невозможно. И очень дорого. А для мотоциклов Ява такие запчасти предлагаются по вполне обычным ценам.
Первые в нашем списке - свечи зажигания BRISK.
В 1935 году в Чехии была организована компания BRITA, которая производила электротехническую продукцию, в том числе и свечи зажигания.
В 1946 году, после прихода социализма в Чехословакию, BRITA вошла в состав объединения PAL, название которого прекрасно известно всем советским любителям и владельцам мотоциклов Ява. С 1953 года производство свечей зажигания в объединении PAL было выделено в отдельную организацию «JISKRA», которая продолжала использовать товарный знак PAL.
В 1992 году, после приватизации, на базе «JISKRA» была организована компания Brisk, которая продолжает поставлять чешские свечи зажигания для мотоциклов Ява.
Следующий производитель комплектующих для Явы - чешская компания ZKL , производитель подшипников. Производство этой компании расположено также в Чехии и ведет свою историю с 1921 года. Впрочем, в советское время заводы подшипников были построены и в Словакии - тогда эти две страны были одной и назывались Чехословакия. После раздела стран на две словацкое производство выделилось в компанию ZVL, которая тоже поставляет подшипники для Jawa.
Еще один чешский поставщик продукции для Явы - компания Gufero Rubber Production s.r.o. Производит сальники и широкий ассортимент резинотехнических изделий.
Поршни двигателя Jawa тоже делают в Чехии. Как и раньше, тот же самый завод. Компания ALMET, a.s. – это чешский производитель поршней для двигателей сгорания и компрессоров с более, чем 80-летней историей.
Поставки, в основном, осуществляются на автозаводы, главную выручку для этого крупного чешского производства делают поршни для автомобилей. Но сохранилось в Чехии также и производство поршней для мотоциклов Ява. Причем выпускаются поршни и для 12 вольтовых моделей, и для старых мотоциклов Ява с бортовой сетью 6 вольт.
Поршневые кольца КО для этих поршней также делают в Чехии. И тоже есть варианты для мотоциклов 12 вольт и 6 вольт.
Поршневые пальцы мотоциклов Ява сейчас тоже чешские. Выпускаются "открытые" (сквозные) для мотоциклов Ява на конвейере и "закрытые" (глухие) для прежних поколений этих мотоциклов.
Но доступный для покупки диаметр поршневых пальцев чешского производства сейчас только 16 мм. Более старые модели мотоциклов Ява (Явы-старушки) имели поршневой палец диаметром 15 мм. Теперь под такие пальцы поршней и Almet не выпускает, и пальцев таких чешских нет. Для владельцев мотоциклов Ява 360 и более ранних предлагается заменить шатуны на более современные, у которых ВГШ рассчитана на палец 16. Или использовать индийские запчасти. В Индии около 30 лет по лицензии выпускали мотоциклы Ява и сохранилось производство запчастей для них, индийцы еще делают и поршни под палец 15, и сами такие поршневые пальцы.
Мы продолжим рассказ о запасных частях и комплектующих чешского производства для мотоциклов Jawa в следующих статьях.
Делитесь нашими материалами с друзьями, ставьте "нравится", подписывайтесь и получайте информацию о мотоциклах Jawa из первых рук.