О том, через какие этапы проходит человек в процессе лечения онкологического заболевания и какая психологическая помощь может ему понадобиться в разное время, рассказывает медицинский психолог Первой онкологической больницы Москвы Елена Проценко.
Узнав о серьезном заболевании, человек проходит через несколько этапов его принятия — каждый по-своему. Но как лечение болезни во многом зависит от стадии, так и помощь онкопсихолога — от этапа, на котором находится пациент. Рассмотрим каждый в отдельности.
Амбулаторный этап
Когда пациент по направлению приходит в онкологическую поликлинику, он уже сформировал в себе отношение к происходящему. Он боится признать, что болен. В шоковом состоянии способность к объективному анализу ситуации нарушена, а эмоциональный компонент отношения к болезни представлен чувством беспокойства, тревоги, страха — вплоть до паники. В такой ситуации задача психолога — прежде всего выслушать, дать выход эмоциональному отреагированию. Это работа с актуальными переживаниями пациента. Дальше все будет зависеть от того, готов ли он выходить из этого состояния или ему нужна более длительная поддержка.
Так же на амбулаторном этапе очень важно наладить взаимодействие пациента с врачом. Психолог должен приложить усилия к тому, чтобы настроить диаду «врач – пациент» так, чтобы между ними были доверительные взаимоотношения, чтобы у пациента была мотивация к лечению. Формирование активной позиции по отношению к дальнейшему обследованию и терапии — вообще основная задача работы психолога на амбулаторном этапе. При отказе от этого, что тоже бывает, необходимо в первую очередь помочь человеку выразить и осознать свои чувства, и только после этого переходить к рациональным доводам и аргументам в пользу лечения.
Госпитальный этап
На этапе госпитализации на человека обрушивается огромное количество новой информации, для обдумывания которой у него, к сожалению, зачастую не бывает времени и сил. Негативная информация о заболевании при этом активизирует психологические защиты. В этот момент возможно отрицание болезни. Многие больные часто сосредоточены на поисках ее причины и пытаются взять контроль над ней. Для некоторых размышления о болезни являются настолько травмирующими, что в качестве психологической защиты возникает реакция вытеснения или дистанцирования от всех, с кем приходится общаться. Внутренняя картина болезни — то, как человек ее воспринимает — на данном этапе не сформирована, фрагментарна. Больной концентрируется на своих ощущениях, на функциях своего тела, со страхом прислушивается к рассуждениям окружающих — например, соседей по палате. И из-за повышенного эмоционального напряжения он может сливаться с этими чужими переживаниями.
На данном этапе психологическая работа включает в себя методы, снижающие мышечное напряжение и направленные на работу с сильными чувствами.
Этап оперативного лечения
На этом этапе мы различаем предоперационный и постоперационный периоды. Оба они очень тяжелы для пациента. Ожидание операции — уже травмирующий фактор, как минимум тревога возникает у всех. С одной стороны это адекватно ситуации, с другой — это состояние крайней напряженности, когда тревога может трансформироваться в различные страхи. Это может быть страх смерти, страх наркоза, страх потерять контроль над собой, страх вообще любых медицинских манипуляций. В этот период работа психолога направлена на принятие больным факта о необходимости операции. Тут мы используем различные методы, позволяющие больному осознавать свои мысли, а так же работаем над расслаблением, над медитативными техниками, используем методы аутогенной тренировки.
В постоперационный период пациенты испытывают болевые ощущения различной интенсивности. В такой ситуации возможны проявления астено-депрессивного и тревожно-ипохондрического состояния. Многих беспокоит страх осложнений, имеет место общая физическая слабость.
Основная задача психолога в этот момент — помочь пациенту снизить эмоциональный накал, показать, что выбор им уже сделан, этот выбор правильный, и сейчас есть возможность приспособиться к ситуации, то есть начинать адаптироваться. Важно, чтобы человек видел цели, ради которых он должен выйти из нынешнего состояния. Мы обсуждаем возможность умеренных физических нагрузок, дыхательных упражнений, любых других видов активности — конечно, с разрешения лечащего врача.
Послегоспитальный этап
После выписки из стационара самой большой проблемой становится отношение пациента к будущему. Каждый больной в той или иной степени осознает серьезность своего заболевания, переживает страх рецидива, страх появления метастазов. У пациентов нередко выявляется неопределенная установка на будущее. Все это — повод для обращения за психологической помощью.
Задачей психолога на этом этапе должно быть обсуждение той формы поведения, которую выберет пациент после выписки, поиск опоры, внешних и внутренних ресурсов, налаживание отношений с близкими. Так же очень важно, чтобы пациент понимал: та связь, которая была у него в стационаре с доктором и психологом, будет сохраняться и после выписки, и что в любой момент, столкнувшись с деструктивными мыслями, он может обратиться за помощью.
Этап адьювантной и неоадьювантной терапии
На этом этапе важно помочь человеку найти смысл жизни, надежду. В работе используются методы релаксации, аутогенной тренировки, направленного воображения, метод лечения Саймонтона. Во время химиотерапии, таргетной, лучевой терапии мы объясняем пациентам, как можно воспринимать лечение сознательно, что происходит с телом во время процедур. К ним приходит уверенность, что их ощущения, происходящее с ними — это лечебный эффект. Мы так же обсуждаем побочные эффекты, и пациенты становятся спокойнее, легче это переносят.
Этап прогрессирования заболевания
Реакция на известие о рецидиве может быть совершенно разной, поэтому нет единого принципа действий психолога в такой ситуации. Одни пациенты переживают шок, поскольку воспринимают рецидив как окончательный приговор. Другие реагируют скорее спокойно, говорят, что боялись и вот это произошло. У таких больных при рецидиве снижается состояние напряжения, с которым они жили долгое время. В каждом конкретном случае психолог определяет, что можно сделать, как строить отношения с каждым конкретным пациентом и его близкими, как помочь им принять факт рецидива и двигаться дальше, к стадии ремиссии.
В заключение хочу еще раз отметить: нет двух одинаковых пациентов, поэтому нет готовых формул в работе онкопсихолога. На любом этапе, начиная с диагностического, нужно оценивать не только психологический статус больного, но и его предыдущий опыт реагирования на стрессовые ситуации — то, какой паттерн был выработан. Мы учитываем типологизацию характера, избегаем шаблонности, работаем со всеми симптомами, даже если они не относятся к основному заболеванию. Если требуется, строим работу вместе с другими специалистами — например, диетологом, если пациенты страдают анорексией, кахексией. В нашей больнице практикуется комплексный подход к лечению, план которого разрабатывается индивидуально с учетом потребностей каждого пациента. И работа онкопсихолога — его важнейшее звено.