Найти в Дзене
Медиа Про

В СССР создали «идеальную машину такси». Получился франкенштейн-минивэн

Оглавление

В 1960-е Всесоюзному научно-исследовательскому институту технической эстетики (ВНИИТЭ) поручили амбициозную задачу: спроектировать такой автомобиль такси, который перевернул бы отрасль не только в СССР, но и во всём мире. Это должна была быть самая удобная машина специально для такси. И её даже собрали.

 «Москвич ПТ» (ВНИИТЭ-ПТ)
«Москвич ПТ» (ВНИИТЭ-ПТ)

Ещё в 1950-х советские транспортники констатировали, что условия эксплуатации автомобиля в такси существенно отличаются от обычного использования «легковушки». Значит, и сами автомобили должны быть другими.

Было решено, что для такси необходимы:

  • более надёжные машины
  • компактные и маневренные
  • с ровным полом кузова и внутренним багажником — чтобы автомобиль был вместительным
  • двери – широкие
  • отдельная секция (кабина) для водителя

Прототип нового такси «Москвич ПТ» был готов к 1964 году

Буквы «ПТ» расшифровываются как «перспективное такси». Это был минивен, и уже тогда конструкторы использовали пластик при создании кузова — пластиковые панели крепились к металлическому каркасу. Тогда этому материалу прочили большое будущее, но дальше прототипа дело не пошло: когда модель готовили к серийному производству, кузов решили делать всё же металлическим.

Автомобиль не разрабатывали совсем уж с нуля. Минивен-такси получило двигатель и коробку передач от «Москвича-408», переднюю подвеску — тоже, но её расширили под эту модель. Задний мост и некоторые другие детали тоже позаимствовали у предыдущих моделей «Москвича».

Через широкую сдвижную дверь удобно было ставить в салон любой багаж
Через широкую сдвижную дверь удобно было ставить в салон любой багаж

Опытный образец дошёл до испытаний – «Москвич ПТ» появился на московских улицах как машина одного из таксопарков. В «боевых» условиях он тоже неплохо себя показал — и автомобиль признали годным к серийному выпуску.

Машина оказалась слишком футуристичной

«Москвич ПТ» не был скоростным — максимум 100 км/ч. Поскольку предназначался для использования исключительно в городе, это сочли достаточным.

По правому борту была только одна дверь — широкая и сдвижная, которую водитель мог открывать кнопкой. Шофёр садился в кабину слева, там дверь была обычной распашной. То есть, пассажир не мог сесть на переднее сиденье: в идеальном автомобиле такси водитель должен быть отделён от салона.

В салоне могли разместиться 3–4 пассажира — как в обычном такси того времени, например в «Волге». Но крыша «Москвича ПТ» была значительно выше стандартной, поэтому салон был реально большим.

Сиденье водителя нельзя было сдвинуть. Чтобы как-то регулировать кабину под водителей разного роста, можно было двигать мостик с подвесными педалями.

Но на этом всё и закончилось, в серийное производство модель не пошла. У кого-то вызывали сомнение маломощный двигатель и нестандартное решение коробки передач и трансмиссии. Кто-то просто считал излишним выпускать специальные автомобили именно для такси.

Единственный экземпляр «Москвича ПТ» можно увидеть и сейчас — в подмосковном Военно-техническом музее в Черноголовке.

Что еще почитать:
🎙 Подкасты для автолюбителей

🚗 Бессмертный поршень. Самые надежные автомобильные двигатели