Найти тему

БЕСѢДА. XXIII. Въ спокойствіи сила.

Оглавление

Текущимъ лѣтомъ, какъ извѣстно нашимъ читателямъ, во многихъ мѣстахъ нашей родины происходили печальныя событія — смуты, безпорядки, насилія и вообще разныя нарушенія правильной гражданской жизни. Мы уже не говоримъ объ окраинахъ отечества, каковы: Кавказъ, Царство Польское, Финляндія, не говоримъ даже о большихъ городахъ, но и въ деревенской тиши, у родной матери земли, мѣстами смущенъ былъ духъ земледѣльца-труженика, и тамъ по какому-то печальному недоразумѣнію, искони вѣковъ вѣрный Царю и Отечеству крестьянинъ-земледѣлецъ, прельщенъ былъ бѣсовскимъ навожденіемъ, подъ какимъ-то нравственнымъ угаромъ сталъ нарушителемъ заповѣдей Господнихъ, воли Царской! Вздумалъ этотъ всегда разумный и спокойный труженикъ превратиться въ грабителя и разбойника, вздумалъ онъ грабежомъ и насиліемъ замарать свои трудовыя руки, пошелъ по наущенію недобрыхъ людей, сѣятелей смуты и безпорядковъ „добывать свои права", но неправымъ путемъ, забывъ, что безправіемъ правъ не добудешь. Говоримъ мы здѣсь о погромахъ помѣщичьихъ имѣній и вообще о разныхъ безпорядкахъ, случившихся въ Курской, Орловской, Черниговской и другихъ, по большей части, земледѣльческихъ губерніяхъ.

Конечно, погромы эти не были продолжительны. Власти ихъ скоро прекратили, а обманутые, угорѣвшіе люди опомнились и, каясь, послѣ сами говорили: „и не вѣдаемъ, какъ это случилось, гдѣ наши головы были, какъ будто сила нечистая насъ обуяла... Не иначе, какъ дьяволъ смутилъ!.." Правду сказали эти заблудшіе люди — „дьяволъ смутилъ ихъ" и не тотъ дьяволъ, котораго представляютъ себѣ люди съ рогами и огненными глазами, а дьяволъ, какъ олицетвореніе зла, неправды, всего противнаго Богу и Его завѣтамъ, тотъ дьяволъ, въ существованіи котораго никто не сомнѣвается, такъ какъ зло и неправда, имъ порождаемыя, у всѣхъ на виду.

Въ началѣ этой бесѣды мы сказали, что не станемъ говорить о безпорядкахъ на окраинахъ и въ большихъ городахъ — это нами сказано потому, что безпорядки на окраинахъ, съ враждебнымъ русскому народу населеніемъ, не представляютъ собой чего-нибудь непонятнаго,— тамъ они обусловлены племенной и религіозной рознью между инородцами и чисто русскими людьми. Также и въ городахъ не мало проживаетъ тѣхъ же инородцевъ, да и еще больше тамъ такихъ людей, которые хотя и считаются русскими, но утеряли уже всякую прочную связь съ исконными русскими основами: потеряли вѣру въ Бога, преданность Родинѣ и чувство почитанія къ Царю. Родина для такихъ людей — звукъ пустой. Имъ тамъ хорошо,— гдѣ имъ вольготно: трактиръ замѣнилъ имъ семью, гармошка или трактирная новость „грамофонъ" *) пріятнѣе для нихъ святыхъ напѣвовъ церковныхъ, милѣй задушевной пѣсни родины.

Совсѣмъ не то истинно русская деревня, здѣсь, казалось бы, нѣтъ мѣста розни, не должно быть вражды между людьми, по духу и плоти родными, вскормленными и вспоенными одной и той же святой землей, вмѣстѣ живущими и находящими вѣчный покой все въ той же землѣ-кормилицѣ... Она для нихъ общая колыбель, она же и святая могила. Этимъ-то людямъ, крѣпкимъ родными узами, не слѣдъ бы терзать свою общую мать-родину, не слѣдъ бы играть въ руку враговъ ея!

И не стали бы они участниками этого великаго преступленія, но здѣсь явился общій врагъ человѣческаго благополучія — соблазнъ. Появились подметныя письма и хитрыя рѣчи, въ которыхъ подъ видомъ участія и сочувствія къ нуждѣ народной брошено было коварное сѣмя раздора — сѣмя дьявола!

Раздоръ этотъ нуженъ руководителямъ смуты для того, чтобы подъ шумъ безпорядковъ, подъ зарево пожаровъ, подъ давленіемъ общаго недовольства, свергнуть существующій государственный порядокъ и насадить новый, для нихъ любезный, образъ правленія. Лучше ли будетъ при немъ народу-труженику или хуже, для нихъ не суть важно, имъ лишь бы самимъ быть у власти, вырвать ее изъ рукъ теперешнихъ властителей, а тамъ, молъ, видно будетъ.

Хорошо они, эти сѣятели смуты, знаютъ, что какой бы порядокъ правленія у насъ ни былъ, все равно трудящійся человѣкъ только трудомъ жить будетъ, да можетъ быть и еще болѣе тяжелымъ трудомъ, нежели теперь. Не станутъ всѣ сразу „барами", а все же останутся богатые и бѣдные, счастливые и несчастные, сильные и слабые... Но они знаютъ также, что сила въ народѣ, и желаютъ склонить эту силу на свою сторону, суля ей разныя блага. Но, вѣдь, и такъ посудить, — кто же, желая руководить народомъ и добиваясь надъ нимъ власти, станетъ говорить народу, что ему будетъ плохо подъ ихъ правленіемъ? Кто хулить себя станетъ?

Поэтому-то ко всѣмъ посуламъ политическихъ дѣятелей нужно относиться съ большимъ недовѣріемъ; откуда взялись они, эти самозванные благодѣтели народа русскаго? Что онъ имъ такъ дорогъ сталъ, для чего они его улещаютъ, какъ сваты несговорчивую невѣсту!

И такъ, дорогіе читатели, все это соблазнъ...

„Горе міру отъ соблазновъ, ибо надобно придти соблазнамъ; но горе человѣку, черезъ котораго соблазнъ приходитъ". (Матѳ., гл. 18, ст. 7). Такъ сказалъ Господь нашъ. Горе намъ отъ соблазновъ и чтобы не было горя этого, чтобы не поддаться соблазнамъ, нужно имѣть крѣпкую вѣру. „Надобно придти соблазнамъ". Придти имъ надобно для того, чтобы отдѣлить зерно отъ плевелъ, чтобы отдѣлить вѣрнымъ отъ невѣрныхъ... Не будемъ же невѣрными и не поддадимся лести и обману, дабы не быть намъ орудіемъ нечестія.

Къ счастію нашей родины, среди настоящаго русскаго народа не мало вѣрныхъ сыновъ, крѣпкихъ родному краю, крѣпкихъ его вѣковымъ устоямъ.

Предъ нами два письма изъ числа многихъ крестьянскихъ писемъ подобнаго же рода Эти два письма наиболѣе опредѣленно написаны, но въ нихъ, къ сожалѣнію, среди несомнѣнно благожелательныхъ чувствъ, есть и нѣкоторыя крайности, также своего рода заблужденія и о нихъ-то мы, и поговоримъ. .Сначала же приведемъ самыя письма:

ПИСЬМО 1-е.

Все болѣе и болѣе, разносится прискорбное эхо по святой нашей матушки Россіи: жечь и грабить господскія имѣнія! Слова эти, какъ раскаты грома небеснаго, убиваютъ тихаго труженика-поселянина. А въ послѣднее время, 11-го іюля сего 1905 года, появилась масса прокламацій, которыя были разбросаны по мостамъ, дорогамъ, клѣтямъ и сараямъ. Находитъ ихъ труженикъ мужичекъ, и несетъ къ грамотному сосѣду, желая послушать, что, дескать, тамъ написано? Грамотный сосѣдъ читаетъ слѣдующее: „Господскія имѣнія грабить! Старшинъ и священниковъ не слушать, увольнять ихъ отъ должностей! Они, дескать, не такъ съ вами поступаютъ". О, Боже, Боже мой! Ужели въ дерзкихъ дѣлахъ нашихъ виноваты начальники? Всмотрись каждый смертный человѣкъ въ жизнь нашу. Очень многіе православные крестьяне забыли Истиннаго Бога, кричатъ во весь голосъ, что нѣтъ Бога! Все сотворено природой! Значитъ, и сынъ отцу природа? Беретъ родителя за горло, валитъ на землю и бьетъ безпощадно по изсохшей груди колѣнами. Такъ вотъ! Если уже не почитаетъ дитя своего родителя, какъ же онъ можетъ повиноваться власти начальника! Поэтому и кричатъ: „нѣтъ Бога! И не нужны начальники!" Они забыли ветхій завѣтъ, что высшій ангелъ не захотѣлъ повиноваться Богу, за что и былъ низверженъ съ неба. По примѣру ветхаго завѣта и волею Божіей, мы желаемъ стереть съ лица земли тѣхъ людей, которые не повинуются власти Царя-Батюшки. Эти люди не что иное, какъ: тунеядцы, грабители чужого имущества. Устроили діавольскій комитетъ, гдѣ безъ Бога, но по внушенію діавола и рѣшаютъ постыдные поступки. Но развѣ намъ, мирнымъ поселянамъ, нѣтъ возможности устроить контръ-комитетъ, который возстанетъ злодѣями противъ злодѣевъ. Мы самоправно рѣшили вопросъ этотъ: почему ростетъ и крѣпнетъ и нашъ комитетъ. Поэтому слышится мощный голосъ мирныхъ поселянъ: бить, и бить всѣхъ злодѣевъ, анархистовъ, которые идутъ противъ воли Государя и не повинуются власти начальниковъ. Анархисты говорятъ: „Послушайте мужички, вѣдь мы говоримъ въ пользу вашу!. Вы должны поступать такъ, какъ мы васъ учимъ", Мужичекъ отвѣчаетъ:„ Да! Вы учите хорошо по программѣ вашей! Сажаете насъ въ грязь по горло, изъ которой намъ трудно будетъ вылезти. Если бы нѣкоторый безумецъ и послушалъ васъ; разграбилъ бы господское имѣніе,— сбудетъ ли онъ богатъ отъ этого? И останется ли онъ безнаказаннымъ, какъ Богомъ, такъ и Правительствомъ? Увы! онъ заплатитъ сторицею. А въ грабежѣ чужого имущества, какъ въ зеркалѣ отражается насильствіе, грѣхъ и потоки крови. Мы одного желаемъ: истребить всѣхъ злодѣевъ земли Русской, чтобы они не возмущали мирныхъ поселянъ къ столь грѣховному поступку!.. Хотя мы и сознаемъ, что убиты житейскими недостатками и недородами хлѣбовъ, но просимъ честной милости у своего Царя-Батюшки. Онъ, какъ отецъ семьи Русской, не оставитъ истинно преданныхъ, вопіющихъ своихъ дѣтей. А анархистовъ, еще разъ повторяемъ, будемъ бить, и бить на мѣстѣ преступленія!"

Крестьянинъ Федоръ Корбоновъ. 1905 года, іюля 13 дня.

ПИСЬМО 2-е.

Покорнѣйше прошу увѣдомить въ газетѣ, можно ли составлять приговоры отъ сельскихъ обществъ о томъ, чтобы просить милости Государя Императора: не попасть намъ крестьянамъ въ руки евреевъ и обирателей — адвокатовъ, устранить ихъ отъ рѣшенія русскихъ дѣлъ, не давать евреямъ равенства. Нельзя ли евреевъ выгнать изъ Россіи, тогда не было бы никакихъ смутъ и безпорядковъ, и чтобы въ рѣшеніи дѣлъ участвовали бы большинство крестьянъ.

Составленныя приговоры представлять чрезъ г. земскаго начальника, или же непосредственно къ г. Министру Внутреннихъ Дѣлъ. Составленіе приговоровъ крайне необходимо, потому что крестьяне безъ Государя Императора и Его единоличной Державы жить не могутъ, какъ безъ отца и хранителя своихъ дѣтей.

Интеллигенція, всѣ безъ исключенія, мошенники, обиратели и угнетатели.

Въ виду увеличенія выпуска газеты „Сельскій Вѣстникъ", а потому и расходовъ на оный, я полагалъ бы, чтобы волостныя правленія получали его не даромъ, надо установить обязательный платежъ за оный по стоимости, и ни одно волостное правленіе не позволило бы противъ этого возражать, наоборотъ, было бы довольно. Лучше газету еще распространить и увеличить. Волостное правленіе платитъ обязательно 3 руб. за "Губернскія Вѣдомости“, которыя присылаются на 1/4 листа безобразной бумаги, вовсе напрасно.

Крестьянинъ И. Зикѣевъ.

17 іюля 1905 года.

Прежде всего необходимо запомнить, что „бить на мѣстѣ преступленія анархистовъ", какъ это желаетъ пишущій письмо крестьянинъ, будетъ столь же преступно, какъ и вообще всякое убійство и буйство. Въ благоустроенномъ государствѣ нѣтъ никакой нужды въ самосудѣ народной толпы.

Для наказанія преступниковъ у насъ есть законы и судъ, есть власти, обязанныя охранять законъ и подданныхъ. Даже несомнѣнныхъ преступниковъ у насъ, какъ и во всякомъ благоустроенномъ государствѣ, не караютъ безъ суда и разслѣдованія ихъ вины.

Самосудъ толпы весьма опасенъ для спокойствія общественнаго и порядка государственнаго, ибо онъ пріучаетъ толпу къ своеволію, къ преступленіямъ. Весьма возможны при этомъ случаи, когда невинный или мало виновный могутъ быть несправедливо толпой наказаны, а всякому извѣстно какой огромный, неискупляемый грѣхъ въ судѣ неправомъ.

Наконецъ, къ счастію, мы русскіе и не нуждаемся въ самосудѣ; у насъ волею Божіею есть Царь — источникъ правды и правосудія, есть сила воинская, есть власти гражданскія, имъ и присуще заботиться объ охраненіи спокойствія народа и они достаточно сильны для этого и ни въ какихъ добровольцахъ-судьяхъ не нуждаются.

Каждый вѣрный подданный, каждый любящій Царя и Родину человѣкъ долженъ противиться преступной дѣятельности сѣющихъ смуту людей прежде всего силой собственнаго благоразумія, т. е., попросту сказать, не долженъ имъ вѣрить и слушаться ихъ недобрыхъ совѣтовъ и наущеній. Въ случаѣ нужды должно обратиться за защитой отъ смуты къ законнымъ властямъ, но самъ, сохрани Богъ, никто не долженъ поднимать руки на кого бы то ни было. „Поднявшій мечъ отъ меча и погибнетъ". Этими великими словами, сказаннымъ Господомъ Іисусомъ Христомъ предъ самыми страданіями Его, воспрещается насиліе беззаконное. Припомните при какихъ обстоятельствахъ эти слова были сказаны: Апостолъ Петръ, человѣкъ пламенной души, любившій Господа до самозабвенія, хотѣлъ защищать Его отъ цѣлой толпы враговъ; но Господь не восхотѣлъ этого. „Вложи мечъ твой въ ножны". И вы, друзья нашей дорогой Родины, не извлекайте меча карающаго, не вамъ это надлежитъ дѣлать.

По тѣмъ же самымъ причинамъ нѣтъ нужды и въ устройствѣ контръ-комитетовъ для борьбы со смутой. Весь государственный порядокъ нашъ есть ничто иное какъ этотъ самый контръ-комитетъ и другого намъ не нужно.

Затѣмъ остается еще сказать по поводу второго изъ помѣщенныхъ здѣсь писемъ: Нельзя безъ всякаго разбора обрушиваться на цѣлую народность, нельзя поэтому винить огуломъ „всѣхъ жидовъ". Вѣдъ, не тотъ жидъ, кто еврей, а тотъ жидъ, кто жидъ. И между евреями встрѣчаются люди, вполнѣ безупречные; вотъ, напримѣръ, хотя бы въ теперешней войнѣ, многіе евреи оказались героями и даже награждены высшимъ воинскимъ отличіемъ — орденами Св. Георгія.

Нельзя, стало-быть, мѣрить всѣхъ евреевъ подъ одну мѣрку и гнать ихъ изъ предѣловъ Россіи. Вѣдь, евреевъ 7 милліоновъ человѣкъ — куда же ихъ выгнать! Есть изъ нихъ и преступники — ну, тѣхъ по суду и закону и карать будутъ, но никогда нельзя мѣшать всѣхъ, и виновныхъ и невинныхъ, въ одну кучу.

Потомъ вотъ еще одно досадное недоумѣніе. Въ письмѣ говорится: „Интеллигенція, всѣ безъ исключенія, мошенники, обиратели и угнетатели*. Что это такое? Вѣрно пишущій письмо не понимаетъ слова „интеллигентъ". Вѣдь слово „интеллигентъ* означаетъ вообще образованнаго человѣка. Интеллигентомъ является поэтому и священникъ, и докторъ, и земскій начальникъ и все начальство до самыхъ высшихъ лицъ включительно. Развѣ же можно такъ говорить человѣку, желающему порядка, какъ сказалъ авторъ письма! Пусть онъ получше обдумаетъ свои слова и впредь не будетъ споръ на рѣшенія!

Мы, конечно, понимаемъ кого имѣлъ въ виду авторъ письма, какихъ интеллигентовъ сопричислилъ онъ къ разряду недостойныхъ людей, онъ, очевидно, имѣлъ въ виду тѣхъ изъ людей которые мутятъ народъ или вообще злоупотребляютъ его довѣріемъ какъ въ политической, такъ и въ обыденной жизни. Но вѣдь преступники государственные и люди вообще преступные въ большинствѣ недоучки и поэтому не имѣютъ никакого права на названіе „интеллигентовъ".

Нужно разъяснить, что слово это отнюдь не ругательное, а, наоборотъ, при надлежащемъ примѣненіи его, весьма почетное, ибо никто же не станетъ утверждать, что образованіе вредно и постыдно.

И такъ закончимъ настоящую бесѣду призывомъ къ благоразумію. Усердіе сверхъ мѣры хуже многаго, даже плохого и вреднаго. Припомните басню Крылова „Пустынникъ и медвѣдь", припомните, какъ этотъ, не въ мѣру усердный другъ и защитникъ пустынника, разбилъ ему голову, желая согнать сѣвшую муху.

Такъ-то вотъ можетъ быть и съ не въ мѣру усердными, а главное добровольными охранителями порядка государственнаго, склонными прибѣгать къ способамъ, подобнымъ тѣмъ, о которыхъ говорится въ выше приведенныхъ письмахъ.

Будьте сами покойны, не поддавайтесь наущеніямъ враговъ Правительства, чтите законы и власти, обращайтесь только къ нимъ во всѣхъ своихъ сомнѣніяхъ и вотъ вамъ самый лучшій способъ борьбы со смутой и ея сѣятелями.

Помните, друзья мои, что сила въ спокойствіи.

В. Черноземовъ.

*) Грамофонъ — особая машина, говорящая и поющая человѣческимъ голосомъ. Въ городскихъ трактирахъ публика услаждается разными пѣснями, исполняемыми этой машиной.

[Сельскій Вѣстникъ, 1905, № 53, стр.2-4]

Подписаться на канал Новости из царской России

Оглавление статей канала "Новости из царской России"

YouTube "Новости из царской России"

Обсудить в групповом чате

News from ancient Russia

Персональная история русскоязычного мира