— Возможен ли единый мир?
— Казалось бы, ответ на этот вопрос должен быть утвердительным. Мы живем в эпоху глобализации, которая проявляется в беспрецедентном усилении процессов интеграции в экономике, в политике, в культуре. Ничего подобного в истории еще не было: интеграция никогда не достигала таких масштабов. Тем не менее среди многочисленных сценариев будущего проекты гармонично устроенного глобального общества занимают далеко не первое место.
С чем это связано? Глобализация на сегодняшний день — явление очень противоречивое и неоднозначное по результатам, и состояние современного мира не внушает больших надежд на грядущее единство. Мир по-прежнему остается разделенным, враждующим, страдающим от разнообразных глобальных проблем, угроз и рисков. И глобализация их не устраняет, а, напротив, часто обостряет или даже создает новые. Например, глобальные (наднациональные) экономические структуры не уменьшают, а усиливают неравенство между богатым «Севером» и бедным «Югом», создают еще более жесткую конкуренцию, разделяют мир на тех, кто приобщен к глобальной экономике и пользуется ее плодами, и тех, кому это недоступно.
Национальные государства, экономики и культуры нередко воспринимают глобализацию как угрозу их существованию, не уступают своих позиций, и это дает дополнительный импульс для обострения этнических и религиозных конфликтов, расцвета традиционализма и фундаментализма.
Глобализацию в ее нынешнем виде справедливо называют «асимметричной»: действительно, она не охватывает весь мир в равной степени, не только соединяет, но и разделяет. Развитие глобализации пока идет стихийно и непредсказуемо, управлять этим процессом не удается, и очевидно, что он приносит не только позитивные, но и негативные результаты, усиливает ситуацию «глобальной неопределенности».
Однако нельзя забывать, что глобализация еще далека от своего завершения. Если говорить языком синергетики, мы сейчас находимся в точке бифуркации (или полифуркации), т.е. в точке ветвления пути развития. Как дальше будет эволюционировать глобализация, пока неясно. Но именно это внушает не только опасения, но и надежды. Как говорил известный российский ученый Илья Пригожин, «кость еще брошена», т.е. будущее не определилось, а это означает, что единый мир может стать реальностью — развитие может пойти по этой траектории.
Есть ли основания строить такие предположения? На мой взгляд, безусловно, есть. Несмотря на все свои изъяны, глобализация впервые в истории создает всеобщую взаимозависимость, и это очень важный фактор, которые теперь влияет на наше благополучие. Всего несколько столетий назад события, происходящие, скажем, в Японии или Китае, не оказывали никакого воздействия на Францию или Англию.
Культурные контакты и торговые связи существовали, конечно, еще в глубокой древности, однако общества были вполне автономны и самодостаточны. Сейчас ситуация резко изменилась. Финансовые и политические кризисы, экономические спады и подъемы, природные катаклизмы и техногенные катастрофы, происходящие в каком-то удаленном уголке мира, могут влиять на жизнь других стран или человечества в целом. Локальные события вызывают непредсказуемые и масштабные последствия.
Это означает, что мир превращается в систему и в нем начинают действовать законы, присущие системам: ни один элемент не существует сам по себе, но только в тесной связи с другими. Процесс усиления нашей взаимовключенности и взаимозависимости, очевидно, будет нарастать. И это, в принципе, создает фундамент для больших социальных трансформаций и перехода к единому глобальному обществу.
— Что такое «единый мир»?
— Я хочу остановиться на очень важном аспекте темы единства человечества: что такое, собственно, единый мир? Каким он может быть? И какой ценой будет достигнуто единство?
Слово «единый» — это не строгий научный термин, у него очень широкое значение. И, если мы используем его для определения нового устройства мира, то обязательно потребуются уточнения, потому что идея единого глобального общества имеет много разных трактовок. Так, известный американский ученый Френсис Фукуяма нарисовал картину унифицированного по западному образцу однородного мирового пространства, в котором исчезают национальные государства, стираются культурные и религиозные различия. Ф. Фукуяма справедливо назвал это «концом истории»: мир, в котором нет разнообразия, не способен к развитию, это — исторический тупик. Еще более удручающее впечатление производит весьма распространенная идея о глобальном обществе, которым жестко управляет мировое правительство и глобалистская элита.
Оба сценария являются, в сущности, антиутопиями и вызывают справедливые сомнения: а нужен ли такой единый мир? Но такие представления о единстве дают неправильную и упрощенную картину. Единство на самом деле совсем не тождественно единообразию. Мы уже говорили о том, что мир превращается в сложную систему, а все сложные системы обязательно внутренне разнородны. Иными они и не могут быть: это условия их существования. Возьмем в качестве примеров природные системы: биосферу, биогеоценозы, организмы (особенно высших животных или человека) — все они состоят из огромного количества совершенно разных компонентов, которые тесно связаны друг с другом, зависят друг от друга, обладают в какой-то степени свободой и вместе с тем составляют единое высоко интегрированное целое.
Такую же сложную дифференцированную систему представляет собой и общество. Однако в отличие от природных систем система социальная является гораздо менее интегрированной, точнее — интеграция поверхностна и неустойчива. Человек обладает развитым эго-сознанием, способностью к волеизъявлению, ему присущи, особенно, в наше время, ярко выраженный индивидуализм и эгоцентризм. Групповые и личные интересы очень часто расходятся с интересами общества, «правильное» поведение сочетается с попытками реализовать собственные эгоистические цели, несмотря на все защитные меры (принуждение, наказания, запреты, поощрения), изобретенные обществом.
Очевидно, что именно нехватка интеграции, социальной солидарности и является сейчас главной проблемой для отдельно взятого общества и для социума в целом — здесь она ощущается еще более остро. В чем, собственно, состоит главный изъян глобализации? В трудах ученых, будь то социологи, экономисты или политологи, все чаще стало появляться слово «эгоизм». Действительно, глобализация идет на фоне острого столкновения совершенно разнонаправленных интересов. Эгоизм и плоский прагматизм во многом определяет поведение индивидов, национальных государств, а также авангарда глобализации — транснациональных и многонациональных корпораций.
Глобальная интеграция и глобальная взаимозависимость неизбежно предполагают, что на первом плане должны стоять интересы человечества в целом и каждого элемента этого целого. Но пока этого не происходит: другие люди, страны, этносы, конфессии остаются, как правило, именно «другими», а понятие «человечество» — некой абстракцией. Наше сознание и социальные отношения совершенно не соответствуют возрастающей системности социума.
Единство достигается вовсе не за счет ликвидации разнообразия, основным препятствием является наша раздельность и эгоцентризм. В едином глобальном мире могут сохраняться все национальные государства и культуры — при условии, что отношения между ними будут строиться совершенно иным образом, чем раньше.