У многих родителей возникают проблемы с тем, как убедить ребенка делать то или иное действие, например сделать уроки или уборку в своей комнате, вынести мусор и т.д. Вроде как и насилу заставлять не хочется, но и простым уговорам любимое чадо не всегда поддается. Как же быть в таком случае? В таком случае, необходима какая-то мотивация для ребенка, надо сделать так, чтобы ему самому хотелось выполнять ваши поручения, без криков и лишних понуканий. Как это сделать? Нужно вознаграждать его за хорошие поступки. Чем конкретно вознаграждать - вы можете договориться с ребенком заранее, будут это условные баллы, вымышленные или реальные жетоны, наклейки и прочее - нет особой разницы, главное сам принцип: выполнил задание - получай награду.
Многие детские психологи очень рекомендуют такую систему взаимодействия с ребенком, примерно такой же принцип можно встретить и в детских садах (там дают фигурки вырезанные из цветного картона: вел себя хорошо - получаешь красивую звездочку или яркое сердечко, вел себя плохо - на тебе коричневый квадрат). В начальных классах также, когда первоклашкам еще не ставят как таковых оценок, а поощрять их все равно как-то необходимо, то обычно дают какую-то картонную фигурку (елочка или цифра пять) и за выполненные упражнения учеников вознаграждают наклейками, которые они должны прикрепить на фигурку и в конце четверти, тех кто собрал большее количество наклеек награждают различными призами. То есть, мы на практике видим, что жетонная система, пусть даже и в какой-то игровой форме, но зарекомендовала себя в течении многих лет. Потому что мотивация в раннем возрасте пока еще очень слабая, ребенок не в состоянии сам понять что ему необходимо сделать домашнее задание по тому или иному, пусть и нелюбимому предмету, чтобы не отставать в учебе и получать хорошие оценки. Например, вы награждаете своего отпрыска в течении какого-то времени и, допустим за 10 номинально набранных звездочек ребенок может выбрать поход в кафе, игровую комнату, или в гости.
Я думаю, что наверняка найдутся такие родители которые скажут что такая система неприемлема для них, аргументируя это тем, что мол, если с ранних лет приучать ребенка к тому, что он все должен делать взамен за что-то, то в конце концов из него вырастет какой-то расчетливый и меркантильный монстр, который больше никогда не захочет ничего делать просто так. Но, мы же сами работаем на своих работах не просто так, мы получаем заработную плату, к тому же такая система встречается практически во всех сферах нашей жизни - в банках, магазинах, в аэропортах - если ты накопил бонусы за использование услуг, то ты можешь получить какие-то льготы, скидки и прочие бонусы. Поймите, что позитивное подкрепление - это не манипуляция, а вознаграждение труда. Да и к тому же, многие мамочки бояться разбаловать своих детей какими-то вознаграждениями, но при этом совсем не чураются негативного подкрепления - наказания за то что не сделал или сделал плохо. Где тогда логика?
В общем, решайте сами, подходит ли для вас такой метод или нет. Какую систему поощрений вы придумаете вместе со своим ребенком - это уже вопрос второстепенный. Лично я ввела для своих детей систему баллов - где 0,5 балла я даю за выполненный урок или задание, за то что во время лег спать и почистил зубы, за полностью съеденный ужин и прочее. За уборку в своей комнате я даю каждому по 2 балла, остальное по усмотрению. В конце каждой недели, на выходных мы проводим подсчет, кто и сколько баллов заработал и я конвертирую полученные балы в денежный эквивалент - так 0,5 балла у нас равняется 5 рублям. Таким образом, за полную рабочую неделю старший ребенок получает что-то порядка от 70 до 100 рублей, младший рублей на 20 меньше (но это только потому, что ему пока что не надо делать уроки). Суммы небольшие, и казалось бы, чего стоит просто попросить у родителей карманных денег - но это совсем другое - это деньги, пускай и небольшие которые мои дети заработали сами, и они вправе распоряжаться ими как им вздумается - хотят копить на что-то, пускай копят, хотят накупить всяких сладостей или какой-нибудь ненужной фигни - пускай покупают, им слова никто никакого не скажет. Сами заработали - сами потратили. Таким образом, дети хоть немного начинают понимать настоящую ценность денег, что они никому не достаются просто так и что их еще нужно сначала заработать и плюс ко всему опять же таки выполняют то, что раньше ни под каким предлогом их было не заставить, более охотно и самостоятельно, что самое главное.
Поэтому выбор, как говориться, за вами, по крайней мере всегда можно попробовать ввести такую бальную систему. К тому же, такой метод можно использовать не только в отношении детей, а применять на самом себе - например, пробежали вы сегодня пять километров или выполнили какую-то работу - имеете право вознаградить себя чем-то, новой покупкой, походом в ресторан или же просто съездить на рыбалку - кому что нравится. И тогда вы сами заметите, что решать казалось бы какие-то не очень привлекательные для вас вопросы вам станет проще и намного быстрее. Дерзайте.