Я люблю пересматривать фильмы Ингмара Бергмана. Они все о человеческих отношениях и переживаниях. И заставляют о многим задуматься. После просмотра таких фильмов хочется поразмышлять, пусть даже с самим собой.
Фильм «Осенняя соната» о непростых взаимоотношениях матери и двух дочерей. Главная героиня Шарлота – успешная пианистка. Она сделала, когда-то свой выбор в пользу карьеры. И не заметила, как сильно муж и две дочери страдали без её внимания и любви. А жизнь уже прошла. И даже в старости Шарлота хочет, чтобы мир вращался только вокруг неё одной. Старшая дочь Ева пытается всячески угодить матери: готовит блюда и устраивает быт так, как любит мама. Хотя сама пригласила мать погостить у неё, но в своём доме она вовсе не кажется хозяйкой. А о младшей дочери Хелене Шарлота ничего и знать не хочет, потому что она больна. И только у Евы хватает сострадания на всех. Она забирает младшую сестру из медицинского учреждения, и сама ухаживает за ней, хотя это очень непросто. И именно их мама виновата в том, что Хелена слегла в постель.
А Ева пытается рассказать матери как сильно она нуждалась в её любви когда-то как страдала от одиночества. Пыталась ей понравится, завоевать её внимание и уважение, будучи подростком. Но мама была холодна и равнодушна к дочерям и к семейной жизни. А время уже ушло. И сама Шарлота сознаётся в том, что не помнит лица своей мамы. Родители ей в своё время не дали тоже достаточно любви, она воспитывалась в пансионе. Шарлоте не дали любви, и она, став взрослой женщиной и матерью не знает, как подарить любовь другим. Она привыкла только к восхищению окружающих. А дочери страдают, даже будучи уже взрослыми от недостатка материнской любви. Ева уже не может в полной мере выразить свои чувства к матери и мечется между любовью и ненавистью. Ей хочется материнской любви и уважения, но она не знает, как это выразить и как об этом сказать. Шарлота уезжает из гостей на очередные гастроли. А Ева остается сама с собой и чувством вины. Они чувствует себя виноватой в том, что, высказав все свои чувства «выгнала» маму из дома. А Шарлота просто предпочла в очередной раз карьеру, вместо семьи.
Эта кинокартина о том, что радетельская любовь должна быть отдана детям вовремя. Иначе, потом уже ничего не наверстаешь и не вернёшь назад. Дети научаются жить вдали от родителей, но сильно страдают без их любви, даже в зрелом возрасте. И это отдаление родителей и детей ничем потом не восполнить и не залечить. Отношения уже не станут полными любви и счастья. Любовь дорога, как «яичко к Христову дню». А если вовремя её не получить, то отношения разрушаются и особенно семейные. Об этом стоит задуматься.