Боевые действия в Нагорном Карабахе продолжаются. На фоне единого призыва к миру и переговорам, резко выделяется позиция Турции с односторонней поддержкой одной из сторон конфликта. Тюркский проект или «братская помощь» – как объяснить турецкую солидарность – пишет Сергей КИМ
Утром 27 сентября на границе Армении и Азербайджана снова начались бои. По данным Минобороны Азербайджана, 27 сентября войска Армении обстреляли из минометов и артиллерии несколько населенных пунктов вдоль границы двух стран. В Минобороны Армении вину за столкновения возложили на Азербайджан, заявив, что армия Азербайджана нанесла удары на всей протяженности границы, и первой начала обстрел территории Нагорного Карабаха.
К прекращению конфликта обе стороны уже призвали главы России и европейских держав, 15 государств Совета Безопасности ООН подписали призыв к Армении и Азербайджану – вернуться за стол переговоров. На фоне этого единого лозунга «остановите войну» резко выделяется позиция Турецкой республики.
Позиция Турции
29 сентября Турция заявила о готовности поддержать Азербайджан на поле боя. Глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу заявил: «Мы всегда были рядом с Азербайджаном – и на поле боя, и за столом переговоров. Мы продолжим эту солидарность». И даже исходя из того факта, что в турецком фраза «за столом и на поле боя» применяется как устойчивое выражение, факт уже готовности Турции напрямую вмешаться в конфликт оспорить сложно.
В том же выступлении Чавушоглу отмечает: «Нападения на Азербайджан мы расцениваем как нападение на Турцию. Мы сделаем все, чтобы помочь братскому Азербайджану. В конце концов он победит в своей борьбе».
Кроме того, 29 сентября в Ереване заявили о сбитом Турцией штурмовике Су-25, пилот которого погиб. По данным пресс-секретаря Минобороны Армении Шушаны Степанян, турецкий истребитель поднялся в воздух с аэродрома азербайджанского города Гянджа. Турция и Азербайджан со своей стороны отрицают причастность к удару по армянскому штурмовику.
Интересно, что еще за две недели до начала вооруженного конфликта в Нахичеванской автономии шли уже вторые за последнее время совместные военные учения Турции и Азербайджана. В то же время в Баку у посольства Турции ранее прошли акции с требованием сохранить турецкие подразделения на азербайджанской территории в качестве военной базы.
Азербайджан для Турции – давний партнер, однако, если посмотреть шире, через стимулирование конфликта между государствами Закавказья Турция пытается решить и собственные проблемы.
Турция и тюркский мир
Сегодняшняя поддержка Азербайджана – способ для президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана показать миру, что пантюркистская солидарность существует.
Исторически пантюркизм – идеология, направленная на объединение тюркских народов. Именно пантюркисты издавна мечтали о создании Великого Турана – единого государства, где будут жить этнические тюрки. Целью туранского проекта было политическое объединение тюркских народов из Османской империи, России, Китая, Ирана и Афганистана.
Современная турецкая внешняя политика, по признанию многих экспертов, утрачивает свою светскость, заложенную еще «отцом всех турок» Мустафой Кемалем Ататюрком, и основывается именно на принципах пантюркизма и постепенной исламизации.
Турецкая кампания в Сирии, утрата собором Святой Софии статуса музея описывают как раз стратегию Турции как «державы-защитницы тюркских интересов».
Антироссийский фактор
Существует мнение, что «карабахская карта» разыгрывается Турцией тоже в рамках продвижение своих внешнеполитических амбиций – только на фоне ухудшения отношений с Россией по ситуации в Сирии.
Несмотря на исчезновение сирийской повестки с первых полос СМИ, она далека от своего решения. Если здесь говорить о роли Турции, то до сегодняшних дней страна так и не исполнила свои обязательства по сирийскому Идлибу – из буферной зоны не выведены силы террористических группировок и тяжелое вооружение.
Особняком стоит курдский вопрос, отношение к сирийским курдам у Турции, мягко говоря, сложное. На этой конфликтной почве нельзя исключать и новых поползновений страны против курдов на севере Сирии, что естественно рассорит официальный Дамаск со Стамбулом, а значит, изменит и российско-турецкий баланс в регионе.
Потому Турции, в том числе, выгодно использовать исторически существующую напряженность между Азербайджаном и Арменией, чтобы сейчас надавить на Россию, и возможно, прощупать почву.
Карабахский конфликт крайне чувствителен для России. С одной стороны, Армения, страна-партнер, член Евразийского союза, с другой – Азербайджан, не менее важный торговый партнер с большой и влиятельной диаспорой в РФ. Именно поэтому Россия в регионе выступает как медиатор. Однако, нынешнюю ситуацию осложняет то, что непримиримая позиция Азербайджана и серьезная его поддержка Турцией могут привести лишь к эскалации конфликта.