2018 год, март, санаторий где-то под Новосибирском на берегу Оби. Заканчивается конференция ПиРС посвященная обсуждению вопросов будущего "Люди и Машины". Очень насыщенная, вдохновляющая, где-то пугающая тема. Говорили о рОботах, об искусственном интеллекте, о психологических аспектах взаимодействия с ними и принятии новой реальности, о тенденциях изменения требований к современному человеку. И, конечно же, каждый день муссировалась тема замены человека роботами.
И вот завершающий день конференции. В общем зале собрались все спикеры и участники. Голова переполнена идеями и новой информацией. Энергетика зашкаливает. Трепетный миг в ожидании самых главных итоговых слов и смыслов, рожденых коллективным бессознательным. Ещё раз проговорили, какие технологии ожидают мир через 2, 5 и 10 лет и ещё о чем-то запредельном. И вот наступает момент, когда и слова не нужны. Каждый бережет тишину момента единения. И вдруг математик, эксперт в big data и один из хед лайнеров мероприятия Roman R. Rabinovich говорит со сцены: "Но дело-то вообще не в роботах. Важнее всего заниматься театром". Очень могу переврать цитату, но суть стараюсь сохранить.
Знаете это чувство внутренней вспышки от точности услышанных слов, когда ты ЗНАЕШЬ внутри себя что-то важное, и вдруг слышишь ПРО ЭТО мысль, выраженную в словах. Я застыла. Все большое, сложное и умное вдруг действительно стало неважным. В миг захотелось закрыться в лаборатории по изучению души человеческой, называемую в народе ТЕАТРОМ, и не покидать ее, пока не найдется что-то действительно стоящее.
Читала книгу Вадима Демчога, исполнителя роли Купитмана из сериала "Интерны". Он говорит об Игре, о большой игре в буддийском смысле и об актёрской игре, и о том, как это пересекается и является подобием друг друга. Каждый из нас бессознательно играет роль на сцене жизни, а тот, кто делает это осознанно – мастер. Из курса собственной психотерапии я знаю, что играю роль перед людьми, специально прикрывая свои социально-неугодные «слабости» и «изъяны». Играю роль образцовой матери, идеальной жены, начинающего писателя, счастливого фрилансера, понимающей и принимающей подруги. Но это всё на автомате происходит и оттого так жалко выглядит для намётанного взгляда.
А вот мастера прошли ухабистый путь и сбили ноги в кровь об острые камни, чтобы принять свою жалкую природу голого примата, ведомого по жизни примитивными желаниями секса, власти и страхом смерти. Осознание этого не ставит мастера на ступень выше, просто меняет ракурс камеры наблюдения. Мастер не становится самим собой, избавившись от оков социальной роли, как того обещают гуру по саморазвитию и авторы позитивизма. Мастер начинает эти роли выбирать осознанно, всё так же прикрывая свой обезьяний стыд. Играя роли осознанно, он становится ведущим на игровой карте, а не ведомым, как все остальные. Знаменитый пример Демчога демонстрирует это. Мальчишкой он боялся нырнуть в водоём, а потом вдруг представил себя большим матросом из известного, советского фильма, что позволило ему стать больше обстоятельств, больше страха, и благополучно плюхнуться в воду.