Введение
3 марта 2011 года министерством природных ресурсов РФ было утверждено положение (и, естественно, границы) о государственном природном заповеднике «Утриш», а 21 декабря 2017 года (на огрызках от постсоветского заказника) главой администрации Краснодарского края утверждено положение о государственном природном заказнике регионального значения «Большой Утриш».
Для краткости в этой заметке будем их называть [федеральный] заповедник и [краевой] заказник, соответственно.
Сейчас мы не будем затрагивать исторические аспекты, которые предшествовали смысловой глупости в сегодняшних названиях: федеральный заповедник площадью 10 008 га именован [просто] «Утришом», а огрызок площадью 519 га — краевой заказник — «Большим Утришом»…
Здесь мы разберём глупости, которые по вине природоохранных государственных органов приключились с особо охраняемыми природными территориями Утриша и которые приведут к тому, что не будет ни заказника, ни заповедника.
“Шикана” плюс “сибурде” равно “абсурд”
Шикана (от нем. “Schikane” придирка, каверза, издевательство) — это [в юриспруденции] форма реализации субъективного права или властных либо должностных полномочий, находящаяся в противоречии с их назначением, в результате чего причиняется вред правам других лиц либо общественным интересам.
А “СиБурДе” — это из русского “новояза” — симуляция бурной деятельности.
Приглядевшись к, казалось бы, ничем не примечательной схеме зонирования заказника понимаешь, что злоупотребляя правом и симулируя бурную деятельность, в первую очередь органы власти Краснодарского края довели ситуацию с заказником до абсурда.
Во-первых, давайте внимательней присмотримся к трём участкам заказника в районе пос. Большой Утриш.
Как видим, их действительно три: два больших участка — зона рекреации и один маленький (тоненький) между ними — зона интенсивного природопользования, которая нас, собственно, и заинтересовала.
Эта так называемая зона интенсивного природопользования есть ни что иное, как часть земельного участка (кадастровый номер 23:37:1101000:253), занятого асфальтированной автомобильной дорогой (и её полосой отвода) общего пользования от пос. Сукко до пос. Большой Утриш.
Допустив (здесь должен быть смайлик “LOL” невероятного размера), что на момент устройства границ заказника и его зонирования хамовитые (предположим) дорожники за одну ночь внаглую вырубили лес и закатали его в асфальт, а доблестные экологи и иные лесники, поздно спохватившись, вынуждены были проводить зонирование, что называется, “по факту”, мы обратились к архиву Росреестра и нашли свидетельство на право собственности на этот земельный участок от 17 октября 2007 года (только на тот момент у этого з/у кадастровый номер был иным — 23:37:1006000:9).
От 17 октября 2007 года, Карл!
Причём работы по определению границ заказника и его зонированию проводились в 2012 году!
Ну, а как они “проводились” мы продемонстрируем на примере всё той же автодороги зоны интенсивного природопользования.
Для этого фрагмент публичной кадастровой карты (ПКК) по состоянию на 1 января 2011 года мы совместили с координатными данными из постановления главы администрации Краснодарского края об утверждении положения о заказнике.
Как видно из “Галереи 2”, организаторы заказника и его “зона́торы” ничтоже сумняшеся откопипастили контуры заказника из ПКК и, секвестрировав з/у 23:37:1006000:9 площадью 5,5 га до 3,05 га, назвали его зоной интенсивного природопользования заказника.
Именно это и является шиканой в исполнении Кондратьева и краевого минприроды; именно в этом и проявляется злоупотребление правом со стороны подписанта и “подготовителей” постановления о заказнике!
В соответствии с частью второй пункта 3.11.Положения о заказнике «Общая площадь зоны интенсивного природопользования составляет 3,05 га, в том числе земли лесного фонда — 1,4 га.»
Откуда и зачем на части з/у 23:37:1006000:9 (категория — “земли промышленности”) площадью 3,05 га обнаружились 1,4 га земель лесного фонда? Взяться им не́откуда, ибо их там нет: даже само Положение о заказнике в описательной части границ функциональных зон определяет границу зоны интенсивного природопользования исключительно по границе з/у 23:37:1006000:9.
Но земли лесного фонда “обнаружились” в зоне интенсивного природопользования не “вдруг”, а ради того, чтобы автомобильную дорогу с полосой отвода (еще раз повторимся — это земли промышленности) не исключать из заказника, точнее — “ПРИТЯНУТЬ” в заказник!
Ну, а теперь проведение любых (дорожно-ремонтных, дорожно-восстановительных и пр.) работ возможно лишь после проведения государственной экологической экспертизы в минприроды Краснодарского края (пункт 5 статьи 5 Закона края “Об экологической экспертизе на территории Краснодарского края”).
Если у Кондратьева приключаются приступы пустопорожней и бессмысленной болтовни — это его личное дело и предмет заботы его личного психиатра: может накануне повторной инаугурации Кондратьев переволновавшись, перечитал (не в смысле “повторно”, а в смысле “обчитался”, точнее — “перебрал”) Эрика Бёрна.
Но природоохранная шикана Кондратьева, являющаяся питательной средой для сибурде краевого минприроды, не так уж и безобидна: в объявлении особо охраняемой природной территорией какого-либо промышленного (сельскохозяйственного) предприятия прямого и непосредственного нарушения закона вроде бы и не просматривается, но в перспективе очень даже формирует условия для “отжи́ма” (или, на худой конец, “обезжиривания”) этого объекта.
Но вернёмся к заказнику…
Что это вообще за заказник такой, в котором лишь 31,5% площади — особо охраняемые, а все остальное рекреации (67,97%) и автодорога (0,52%) для обслуживания той же рекреации! Причём из всей площади заказника 36,3% территории совершенно не имеют отношения к краевому минприроды!
Это не столько заказник, сколько природоохранная профанация!
Давайте посмотрим на 3 функциональный зоны (2 — рекреационные [бирюзовые границы] и 1 — особо охраняемая) в районе пос. Малый Утриш.
Каким, спрашивается, образом краевое минприроды собралось особо охранять особо охраняемую зону на особо охраняемой природной территории, если само же её “окружило” рекреационными (пляжи-прогулки-вино-шашлыки) зонами?
Судя по «Дешифровке спутниковых снимков территории, пройденной лесным пожаром на Утрише» (выполнена Павлом Мудровым), возникновение такого по масштабам пожара было лишь вопросом времени: чересполосица зон барбекю с зоной охраны «букашек и всего прочего» рано или поздно должна была “полыхнуть”…
Обратите, кстати, внимание на распределение площадей, пройденных пожаром по заказнику и заповеднику: бо́льшая площадь — на территории краевого заказника, а не федерального заповедника. Хотя функционеры краевого минприроды утверждают обратное…
Слон в посудной лавке
Именно так можно охарактеризовать действия МПР Российской Федерации: слон в посудной лавке!
На фоне яркой визуализации федерального заповедника (Схема 5) краевой заказник меркнет… По всей видимости, нечто подобное и привело к тому, что ошибку, допущенную МПР РФ десять лет назад, никто не замечал до сих пор.
Суть ошибки функционеров МПР РФ заключается в том, что (как видно из схемы 6) границы заповедника оказались смещены на запад (≈115-128,9 м) и на юг (≈86 м), что вопиюще видно на Схеме 6.
“Разбирать” здесь в подробностях причины и мотивы возникновения геодезической ошибки — не предмет данной статьи. Поэтому скажем коротко — были применены ошибочные параметры перехода из одной системы координат в другую.
Хотя формально со стороны российского минприроды ошибки никакой нет — где, дескать посчитали нужным организовать заповедник, в таких границах, значит, ему и быть! В этом, кстати проявляется шикана и федерального минприроды.
Правда, формальная ошибка МПР РФ привела к тому (как видно при совмещении фрагмента кадастра из ПКК с границами заказника и заповедника), что дорога от пос. Сукко до пос. Малый Утриш, которую МПР РФ с тщанием и прилежностью пыталось исключить из заповедника, в соответствии с данными Росреестра оказались именно в заповеднике! А фактически заповедные земли юридически оказались за границами заповедника!
Кроме того, из-за некомпетентности федерального МПР на стороне краевых органов власти (впрочем, как и на стороне самого́ МПР РФ) возникли признаки халатности.
Так, после определения федеральным МПР границ заповедника, субъект РФ в лице главы администрации Краснодарского края не имел права на территории заповедника (или даже его частях) устанавливать режим заказника (участки перекрытия заповедника заказником приведены в Схеме 7), тем самым “понижать” охранный статус заповедника.
Здесь и МПР РФ тоже “опростоволосился” — в соответствии с подпунктом “а” пункта 6 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» «органы государственной власти субъектов РФ согласовывают решения о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения …с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды» — согласовал границы регионального заказника в границах федерального же заповедника…
Кстати… Утришские пожары, ставшие катализатором активизации (извините) видеоконтактов Кондратьева и министра природных ресурсов РФ Кобылкина, обнажили вульгарную сущность краевого минприроды: если для корректировки границ заповедника федеральный министр даёт своим подчинённым поручение провести эту работу, то для корректировки границ заказника Кондратьев краевому министру природных ресурсов даёт деньги, чтобы тот нанял коммерческую организацию, которая и выполнила бы эту работу.
То есть, несмотря на наличие в МПР Кк отдела ООПТ, несмотря на наличие (при МПР Кк) Казённого учреждения “Управление особо охраняемыми природными территориями Краснодарского края”, справиться с корректировкой границ вся эта многочисленная чиновная и околочиновная братия не в состоянии — нанимают коммерческую организацию: в 2019, например, году за 830 тыс. рублей этим занималась Межрегиональная общественная организация “Экологический центр Стриж”.
Кто будет наказан и чем всё закончится?
Ответ на первый вопрос прост: НИКТО! Что поделать… Древнероссийская традиция…
Да и на второй вопрос нетрудно предположить ответ. Исходя из вышерассказанных нами (пусть и формальных) “косяках” минприродов (что российского, что кубанского), у Прокуратуры (что российской, что кубанской) имеются (пусть и формальные, но) основания для принятия мер по признанию положений о заповеднике и заказнике незаконными.
Ну, а пройденные пожаром площади (как не представляющие ни эстетической, ни природоохранной, ни иной ценности) будут не включены ни в заповедник, ни в заказник...