С момента гибели "последнего героя" прошло 30 лет. О нем пишут книги, снимают документальные фильмы. А художественный фильм Алексея Учителя вызвал немало споров и негативных откликов. Вплоть до попытки запрета его показа на большом экране.
Для меня знакомство с творчеством Цоя началось с кассеты "Звезда по имени Солнце". Впервые я услышала эту песню в исполнении певицы Натали в ее черно-белом клипе в 90-е годы. Потом был фильм "Муж собаки Баскервилей", главный герой которого слушал песни группы "Кино" "Сказка" и "Песня без слов", а на стене висел портрет Цоя. С тех пор я заинтересовалась музыкой "Кино" и их наследием. У одноклассницы я взяла затертую кассету "Кино" 1989 года "Звезда по имени Солнце", а в магазине родного города стала скупать кассеты группы и крутить их днями и ночами напролет.
В 2000 году на первом канале показали небольшой документальный фильм о группе, включающем интервью участников "Кино" и архивные съемки с концертов. Тогда же я увидела "Иглу", записала ее на видеомагнитофон и частенько просматривала в свободное от учебы время. (Тот год запомнился мне еще и катастрофой с подводной лодкой "Курск").
Сейчас для меня странно, что о Цое говорят больше, чем тогда. И, к сожалению, не всегда положительно. То обсуждают его восточную внешность (к слову, Пушкин тоже далеко не славянской внешности, но при этом русский душой), то Цой якобы на вопросы журналистов косноязычно отвечал, то песни у него "что вижу, то пою".
В последнее время о нем выпустили немало книг. Тут и различные фотоальбомы, и рассказы о последнем годе жизни. Мне кажется, если бы не ранняя смерть Виктора, всех бы этих опусов просто напросто не было бы. Ведь не издаются в таком количестве книги о Шевчуке, Бутусове, Гребенщикове (если вообще издаются). Зато со всех углов слышится "Цой, Цой". Кто-то делает на этом деньги, прикрываясь искренней заинтересованностью жизнью и нелепой смертью харизматического лидера.
Дошло до того, что стали снимать художественные фильмы. И я не говорю, что это плохо. Если фильм Кирилла Серебренникова "Лето" я посмотрела с интересом, то фильм Учителя совсем не хочется смотреть. Мне хватило одного трейлера. О чем это кино? Такое ощущение, что режиссер снял этот фильм с целью показать российских актеров в надуманных обстоятельствах, чтобы они лишний раз покрасовались на экране. А Цой то какое место занимает во всем этом неправдоподобном балагане? Его честное имя служит приманкой для массового зрителя, его самого здесь нет. И смысл снимать такие фильмы? Чтобы в очередной раз нажиться на нем?
Поэтому мне понятно что сын Цоя, Александр, категорически против использования имени своего отца и его изображения в сомнительной картине. Сама я с уважением отношусь к Алексею Учителю, но посмотрев, например, фильм "Матильда" поняла, что никакого отношения к реальности он не имеет. Александра Федоровна в нем выставлена забугорной дурочкой. Недавно я посмотрела картину режиссера Франко Дзеффирелли о великой оперной певице Марии Каллас. Он поместил ее в придуманные обстоятельства с несуществующими людьми, но эта фантазийная реальность не имеет негативного оттенка и горького послевкусия, как в случае с вышеназванным российским фильмом.
Из статьи на Дзене я узнала, что Алексей Рыбин, участник первого состава группы "Кино", отказался от мысли снять фильм по книге "Кино" с самого начала", которую он сам же и написал. Скажу от себя, что это очень искренняя, честная книга, где Цой предстает не таинственной, немногословной личностью, а обычным ленинградским юношей, который веселится с друзьями, пишет первые песни, ищет себя в это жизни. Видимо, Рыбин не хочет наживаться на имени своего покойного друга, как делают это другие персоны. А делают на Цое деньги все, кому не лень. Но исключения составляют тот же Рыбин, А. Житинский (настоятельно рекомендую его книгу "Цой Forever"), Джоанна Стингрей (не так давно вышла ее книга "Русский рок"ИСТОРИЯ. Фотографии. Интервью. Документы" с обилием фактографического материала). Есть еще книга Елены Пудовой "Осторожно, гололед!" о выступлениях В. Цоя и М. Науменко в Свердловске в 1983 году, книга также заслуживает вашего внимания.
В завершение хочу сказать, что что бы не говорили о группе "Кино" и ее лидере, главным показателем служит тот факт, что их песни поет наш народ - и подрастающая молодежь, и люди более старшего возраста. А все остальное не важно. (А теперь обращение к правообладателям творчества группы): так может не нужно запрещать кавер-группам исполнять на сцене репертуар легенд русского рока, ведь люди уже и так устали от пустых песен российского шоу-биза? А хорошие и актуальные песни всегда в цене.
"Перемен, мы ждем перемен...."
Подписывайтесь на мой канал, комментируйте, критикуйте