Найти в Дзене
Точка ART

«Сарра Лебедева. Избранное»: гид по выставке в Третьяковской галерее

Оглавление

Сарра Дмитриевна Лебедева (1892–1967), выдающийся скульптор-портретист, давно стала признанным классиком. Несмотря на то, что без упоминания ее произведений не обходится ни один исторический обзор советского искусства, последняя персональная выставка Лебедевой прошла в Москве более 50 лет назад — в 1969 году.

В «Экскурсию для чтения» журнал об искусстве Точка ART отобрал десять ярких и значимых работ Сарры Лебедевой и попросил куратора выставки Ларису Бедретдинову рассказать о них.

Произведения Сарры Лебедевой донесли до нас дух времени и вошли в золотой фонд шедевров русского искусства ХХ века. Она сумела запечатлеть нечто большее, чем внешний облик своих героев. В ее образах, особенно женских, отражена трепетность жизни, ощущение ее скоротечности, и, одновременно, раскрыты глубинные свойства человеческой натуры.

С.Д. Лебедева «Художница Л.А. Бажбеук-Меликян», 1946. Бронза © Государственная Третьяковская галерея
С.Д. Лебедева «Художница Л.А. Бажбеук-Меликян», 1946. Бронза © Государственная Третьяковская галерея

В 1930-е годы Сарра Лебедева создает портретные изображения детей, ей поступают заказы на монументально-декоративную пластику и памятники, на это же время приходятся ее эксперименты на Конаковском фаянсовом заводе. Уже с конца 1920-х Лебедева стала экспонировать на выставках не только портреты, но и натурные этюды обнаженных фигур, которые она лепила постоянно на протяжении всей творческой жизни. Ее этюды стали своего рода подготовкой для обращения к монументально-декоративным работам 1930-х годов: статуе «Шахтер», созданной специально для «Индустрии социализма», самой значительной из выставок того десятилетия, портретной статуе А.Г. Стаханова со знаменем для главного павильона Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, открывшейся в 1939 году, и парковой скульптуре «Девочка с бабочкой», экземпляр которой, отлитый из цемента, стоял некоторое время в Центральном парке культуры и отдыха имени М. Горького в Москве.

Девочка с бабочкой

Монументальных и монументально-декоративных работ у Лебедевой немного. Но те, которые были осуществлены, являются несомненными удачами. Из своих скульптур статую «Девочка с бабочкой» Лебедева особенно любила. Однако ее судьба складывалась не очень удачно. Впервые статуя в гипсе появилась на выставке московских скульпторов в 1937 году в музее изобразительных искусств на Волхонке. Задумывалась она для Центрального парка культуры и отдыха в Москве. Сохранился рисунок скульптора, где «Девочка с бабочкой» изображена в природном окружении. К ней ведет широкая аллея и видна она в проеме большой арки из зелени. Некоторое время статуя, выполненная в цементе, стояла в парке культуры и отдыха, но этот экземпляр Лебедеву не удовлетворил.

С.Д. Лебедева «Девочка с бабочкой», 1936. Бронза. В 1968 из бронзолитейных мастерских © Государственная Третьяковская галерея
С.Д. Лебедева «Девочка с бабочкой», 1936. Бронза. В 1968 из бронзолитейных мастерских © Государственная Третьяковская галерея

«Девочка с бабочкой» была рассчитана на бронзу, шероховатая поверхность цемента огрубляла ее вид. Скульптура по заказу Третьяковской галереи была отлита в бронзе, но произошло это только в 1968 году, уже после смерти Лебедевой.

Скрипачка

Сарра Лебедева на протяжении всей творческой жизни постоянно рисовала и лепила обнаженную натуру, преимущественно женские модели. При этом она избегала подчеркнуто динамичных поз, резких порывистых движений, позирующие Лебедевой полны естественности. Эти фигуры также портретны, как головы и бюсты.

С.Д. Лебедева «Скрипачка», 1938. Бронза © Государственная Третьяковская галерея
С.Д. Лебедева «Скрипачка», 1938. Бронза © Государственная Третьяковская галерея

Рисунки и скульптуры легко объединяются в группы, в каждой из которых запечатлена в самых простых позах, обыденных ситуациях та или иная конкретная натурщица. По словам историка искусства Михаила Алпатова, ее обнаженные не похожи на Венер и Диан, вакханок и нимф. Они далеки от идеального мира классики. Но вместе с тем в них воплощено радостное и светлое ощущение гармоничности бытия.

Сидящая, поправляющая прическу

На выставке представлено более тридцати графических листов скульптора. Ранние рисунки, созданные в 1920-е годы, выполнены тушью, линия сочетается с тональным пятном. Большей частью экспонируемые рисунки является быстрыми карандашными зарисовками, в которых лаконичная линия обозначает объем и выявляет характер движения. Ряд рисунков представляет наброски будущих скульптур, которые экспонируются здесь же, в соседних залах, и у зрителя есть уникальная возможность увидеть, как запечатленное на плоскости изображение превращается в реальный скульптурный объем.

С.Д. Лебедева «Сидящая, поправляющая прическу», 1920-е. Бумага, тушь, кисть, графитный карандаш © Государственная Третьяковская галерея
С.Д. Лебедева «Сидящая, поправляющая прическу», 1920-е. Бумага, тушь, кисть, графитный карандаш © Государственная Третьяковская галерея

После смерти художницы большое число скульптурных и графических работ, а также архивные документы поступили в Третьяковскую галерею. К этому времени музей уже обладал значительной частью ее лучших работ разных десятилетий. Среди архивных материалов можно увидеть такой документ, как справка о праве беспрепятственного круглосуточного передвижения по Петрограду, выданная Лебедевой, когда она работала в «Окнах РОСТА».

Сложившаяся в Галерее коллекция позволяет полноценно представить на настоящей выставке все периоды творчества скульптора, а также познакомить зрителей с наиболее интересными документами из ее архива.

Полный текст статьи здесь: https://magazineart.art/exhibition/sarra-lebedeva-izbrannoe-gid-po-vystavke-v-tretjakovskoj-galeree/