Малоизвестную, но очень примечательную французскую комедию "Имена людей" поставил в 2010г. режиссер Мишель Леклерк.
Это очень необычный фильм, типично французский, совершенно свободно, без лишнего трагизма затрагивающий массу проблем, за прошедшие после выхода фильма 10 лет еще более актуализировавшихся. Между прочим, главный герой - специалист по эпидемиям среди животных и занят изучением распространения птичьего гриппа, но не об этом фильм, конечно. Итак Артюр Мартан ( прикол в том, что так называется популярный во Франции бренд бытовый техники) - уже немолодой совершенно обычный француз, выросший в пуританской семье, придерживавшейся строгих правил. Но в семье есть тайна - мама Артюра - дочь греческих-евреев, переехавших во Францию и убитых в Холокост, - была воспитана в детском доме и "забыла" свое происхождение, эта тема - табу в семье.
В один прекрасный день Артюр знакомится с молоденькой девушкой по имени Байя Бенмахмуд, в противоположность ему нерядовой во всех отношениях. Отец прекрасной Байи родом из Алжира переселился во Францию в 60-х. Тут надо упомянуть, что Алжир для Франции - "темное пятно" истории, это бывшая колония, которую Франция пыталась удержать в ходе войны в начале 50-х, получившая независимость в 1964г. И вот семья отца Байи была убита французами на этой войне. Но у него нет ненависти, он художник, вообще мастер на все руки, переехав во Францию встречает мать Байи - хиппи и активистку левых политических движений. Вспоминаем "красную весну" в Париже 68-го, да и вообще партия социалистов играет видную роль во французской политике. Так что Байя выросла в атмосфере политических дискуссий, акций, арабские друзья ее семьи демонстрируют идеи, в корне отличные от мусульманского радикализма, разлившегося широкой волной.
Но и у Байи есть семейная тайна в виде педофила-учителя музыки, развратившего ее в детстве. Но опять же, все актуальные проблемы в фильме озвучиваются, но не трагедизируются, и вуаля, Байя становится политической секс-активисткой, она спит с противниками, сторонниками правых партий, чтобы в постели привлечь их на сторону левых. Каково? Между прочим, по итогу выпускает популярную книгу об этой своей политической "работе".
И вот эти два человека влюбляются - зажатый немолодой типичный француз Артюр, и яркая взбалмошная сексуально раскрепощенная Байя. Скорее, у этой любви нет шансов, настолько они разные.
Изюминка фильма и в том, что время от времени появляются альтер-эго главных героев - соответственно разнице в возрасте между ними - 18-летний Артюр и 8-летняя Байя - и подталкивают героев на какие-то шаги. Очень необычно! Фильм вообще прекрасно поставлен, нестандартно, увлекательно. Сценарий фильма написали режиссер Мишель Леклерк и Байя Касми, очевидно, что многое взято прямо из жизни.
Актеры главных ролей Жак Гамблен и Сара Форестье совершенно органичны в своих образах, особенно Сара, очень точно, просто и естественно показывающая суть Байи. Фильм, конечно, откровенный, в нем много обнаженного тела, но очень по-французски, эта обнаженность одновременно чувственная, и какая-то обыкновенная, повседневная что ли, хотя в любом случае привлекательная.
Главное, что фильм заставляет задуматься над массой важных проблем - от отношений между родителями и детьми, до отношений между людьми разных национальностей и религий, людьми разных политических взглядов - в манере притягательной, легкой для восприятия, без трагедийности, ожесточения споров и втаптывания в грязь противника. Это лучший способ донесения до аудитории всех возрастов этой реально важной проблематики, особенно актуальный для нас в непростой российской действительности. Смотреть всем, однозначно!
Поддержим новое свободное и независимое арт-пространство , пишите сообщения о желании поддержать средствами блог ПИТЕРМЭНА
Подписывайтесь на блог ПИТЕРМЭНА и будете знать все о премьерах и лучших фильмах прошлых лет