Послушаем несколько мнений.
Tony Bates, «преподаватель гитары».
Бенни Андерссон и Бьорн Ульвеус — сказочно талантливые авторы поп-песен. Их песни были не только запоминающимися, но часто и весьма умными и замысловатыми. Послушайте мелодию «Head Over Heels», она показывает, насколько редко хроматизм в поп-песне звучит так эффективно и естественно.
Видео: «Abba - Head Over Heels».
Между 1974 и 1982 годами они записали чудовищно много запоминающихся, поистине вирусных синглов. Эта музыка как будто специально создана для радио, часто очень танцевальная и с убийственными хуками.
Вам может не нравиться всё это целиком без исключений. Но каждый из их хитов делает именно то, что должен: прочно поселяется в сознании любого, кто слушает радио хоть сколько-нибудь регулярно, и больше не отпускает. Таким образом, Бенни и Бьорн были просто адской машиной для завоевания чартов.
Говорят, что записи ABBA не звучат так, как будто кто-то играет на музыкальных инструментах. Вместо этого они кажутся похожими на предметы, сделанные на фабрике. Это наверняка справедливое замечание, и оно совсем не обязательно имеет негативный смысл.
Другое секретное оружие, которым они владели в своих песнях, была эффектная подача вокалисток, Агнеты и Анни-Фрид. Но сначала я должен упомянуть вот что: многие мои школьные друзья придерживались непоколебимого мнения, что Агнета была самым сексуальным человеком, который когда-либо жил на свете. Они были не одиноки в своём мнении — школьники по всей Европе (и за её пределами) смотрели на неё точно так же.
Фрида была не так эффектна, как ее коллега, но всё же довольно привлекательна, и, как бы нам ни хотелось думать, что эти вещи не имеют ничего общего с музыкой, они имеют много общего с «попсой».
У обеих девушек были достаточно мощные голоса и достаточно широкий диапазон, чтобы справиться с иногда блестящими мелодиями их парней. Скандинавский акцент придавал песням дополнительную экзотику — ещё одну иногда упускаемую из виду, но значительную струну под их смычком.
Они писали тексты на своем втором языке, и всё же эти тексты были довольно часто лучше, чем у многих англоязычных авторов.
Они пели про взрослые отношения, разрывы и разводы, которые они действительно переживали в своё время — ABBA были двумя парами. Однако эти потенциально интроспективные темы, казалось, совершенно не затмевали мощь мелодий, и именно в этом заключалась истинная сила их песен — в мелодиях.
Андерссон и Ульвеус, похоже, не получают такого признания критиков, как другие поп-авторы. Их творчество было похоже на конвейерную ленту, как будто эти два человека не писали как «настоящие художники». Но это говорит об их таланте и способности создавать удивительно запоминающиеся мелодии и хуки. Это именно то, что делают лучшие авторы поп-песен.
Теперь они старики, сказочно богаты и, по-видимому, больше не пишут. Ну, им ведь уже нечего доказывать сегодня, верно?
Neil Anderson, «гитарист в группах в течение 40 лет».
То, что делало песни АВВА такими великолепными, в равной степени и раздражало: безжалостное использование хуков.
Хук — это та часть песни, которую вы насвистываете и которая застревает у вас в голове. Ребята из ABBA выяснили, что они довольно хорошо придумывают броские маленькие ходы, но вместо того, чтобы просто посыпать ими свои песни, они решили сделать каждую часть каждой своей песни хуком.
Кроме того, у них была пара других трюков.
Они редко использовали что-то необычное с точки зрения темпа, и большинство их песен были в размере 4/4. Темп песен в основном был просто более или менее эквивалентным человеческому сердцебиению.
В текстовом плане они были несколько хуже. Хотя, конечно, они не писали тексты на своём родном языке, и это было сложно. Но даже при этом они пытались создавать истории и рассказы, и использовали все темы и идеи, которые люди могли воспринять.
Некоторые песни, такие как «Eagle», ушли далеко от этого и выделяются из общей массы. Но в основном все тексты ABBA были «безопасными» и позитивными. Любовь, утрата, ревность, тоска и желание мира отражаются в них значительной степени часто. Горе, смерть, месть или гнев — в значительно меньшей степени.
Видео: «Abba - Eagle (Official Video)».
Они не всем нравятся именно по тем же причинам, по которым были успешны. Но они придерживались формулы, которая работала. Просто имейте в виду, что хотя эта формула проста для объяснения, это очень трудно повторить. Песни ABBA лишь обманчиво просты, что обнаруживается при их внимательном прослушивании.
Erik Steffl, «играю на гитаре, плохо».
Ещё одна вещь, которую редко упоминают — их техника многослойной записи голосов, что делает песни ABBA звучащими одновременно прекрасно и мощно.
Нет никакого способа объяснить, что делает их песни действительно великими. Вы можете сказать, что это мелодии, но это ничего не значит. Если взять конкретную мелодию, невозможно объяснить, почему и чем она так «сильна». Если бы вы действительно могли это объяснить, вы смогли бы повторить их успех.