Данный пост посвящён всем непохожим на других, отличающихся, особых, особенных и их близких. Нам важно чувствовать принятие себя, и так тяжело, иногда больно, его не получать…
Небольшое лирическое отступление.
Как вы думаете сколько нужно времени, чтобы научить орангутана пилить дрова? Ну не совсем осознанно это делать, но чтобы она вязла в руки орудие – пилу и использовала по алгоритму – пилить?
Ответ: «Пять».
Чего «пять»? 5 месяцев или лет ее этому обучать? 5 обезьян этому учить и хотя бы она повторит? Или в 5 поколении обучения обезьян? 5 университетов будут готовить этот эксперимент? Или потратить на обучение этому 5 миллионов долларов?
Ответ: «Всего 5 минут». Всего 5 минут нужно, чтобы обезьяну не ту, которую всю жизнь воспитывали и тренировали, и у нее интеллект 3-5 летнего ребенка, а та, которая просто вышла из джунглей, взяла пилу и начала пилить дрова.
Вы скажете: «Как так? Это невозможно?»
Я тоже так думала, пока не увидела сюжет на канале National Geographic. Суть эксперимента заключалась в том, что в джунгли запускали животное-шпиона.
Это был робот, который максимально был похож на животное, и даже пах так же, и издавал звуки. То есть для животного воспринимался, как свой. Там было много разных экспериментов, с разными животными.
Но мне запомнился этот: животное-шпион сидело и пилило дрова. Рядом с ним лежали дрова и другая пила. Из леса вышла обезьяна, посмотрела на другую, походила рядом и села и тоже стала пилить дрова.
Просто потому что с ней был рядом тот, кто умеет. И она стала автоматически уметь.
Как по научному называется эффект, я не знаю. Я буду называть его «зеркальность». Что произошло в эксперименте?
Лесная обезьяна сверилась является ли образец идентичным ей? Ученые постарались и обезьяна поверила.
Была ли ей интересная деятельность другой обезьяны? Да, она была для нее новой. И она словно «просканировала», «отзеркалила», что делает другая, что делают ее руки. Словно на какой-то момент она слилась с ней, прочувствовала, что надо делать и на училась пилить дрова за 5 минут. Просто за счет этого эффекта зеркальности. Удивительно, правда?
Но как эти эксперименты на обезьянах относятся к нам, к разумным людям? А что делают маркетологи? Они показывают нам счастливых и успешных людей, которые используют нечто (без разницы что). И что мы делаем? Мы покупаем это нечто. Потому что думаем что вместе с этим покупаем успех и счастье, как в рекламе.
Сейчас появилось новое веяние – следить за чье-то жизнью в соц. сетях. Зачем? Чтобы через глаза надеть на себя, его видимую успешность и как бы ее немножечко прожить. И это делают многие и это для них важно. Но если этот идеал, кумир, лучшая версия себя совершают ошибку, то на него обрушиваются с критикой. Почему? Потому что я бы так не поступил. Потому что мне придется отказать от «отзеркаливания» тебя и искать нового кумира, или увидеть свою не особо радостную жизнь.
На «отзеркаливании» строится обучение. В спорте и танцах, актерском мастерстве, все очевидно. В других науках и искусствах это тоже важно. Я это сам научился сделать, я прошел этот путь, мне это нравится, мне это интересно.
И именно мне это интересно у педагога гораздо важнее методики и технических средств обучения. По идее самые лучшие педагоги для обучающихся и для системы это те, которые остались в глубине души детьми, не погасили искру внутри себя. И этот внутренний свет питает их, и им хватает з/п деньгами, или мешками сахара.
У детей «отзеркаливание» развито сильнее. Если взрослым рекламу нужно 2 года смотреть и неожиданно для себя купить этот товар, то детям, чтобы захотеть достаточно показать играющих детей хотя бы раз. В этом и плюс, что они учатся друг у друга, как хорошему, и плохому. Но это и минус, что до 7-8 лет ребенок не чувствует особой разницы между собой и другим ребенком, его переживаниями и своими. Поэтому орущий и наказывающий родитель в общем пространстве травмирует и вашего ребенка тоже. Ну не зря же у царских особ был одногодка-компаньон, с которым он фактически только и общался, и дружил. И за проступки будущего короля наказывали это «мальчика для битья» и общих игр.
Чем эта информация поможет для непохожих, отличающихся?
Пропагандировать, просвещать можно сколько угодно, убеждать общество и родителям особых детей самих себя. Но этот даже дочеловеческий, первобытный инстинкт «отзеркаливания» выключить нельзя. Как говорят нельзя осуждать человека, пока не пройдешь путь в его обуви. А на самом деле мы буквально «надеваем» человека на себя, его недуг, ограничение. В этом наша человеческая способность понимать, сопереживать, помогать. Антропологи отсчет человечества ведут с первой сросшейся кости ноги. Стая не бросила, кто-то из стаи защищал раненого, помогал ему, пока нога не зарастет.
И в этом плюс специалистов, помогающих профессий, у них по идее эта чувствительность выше. У меня эта чувствительность высока, что не смотря на то, что я хотела стать врачом я не могу переносить чужую боль и страдание, потому что проживаю это, как сама. Может появилась бы «мозоль», но я этого никогда не узнаю. Поэтому мне нравится интересно общаться с неговорящими. Я их чувствую и понимаю.
Мои наблюдения по помогающим профессиям:
А) у человека у самого есть некий дефект, недостаток. Он реально физически проживает это «отзеркаливание», он каждый раз работая с клиентом, лечит, тренирует отчасти себя;
Б) у него это эмоциональный, психологический опыт проживания с близким с аналогичным недугом. Я не чувствую физически, но я жил очень долго с близкими и понимаю своего клиента. Он каждый раз работая с клиентом, лечит, тренирует отчасти своего близкого.
В) у него это эмоциональный, психологический опыт проживания чувства отторжения, непринятия, отдельности от большинства по разным причинам. Был в чем-то лучше, или чем-то хуже большинства не важно, "стая его отвергла". Он каждый раз работая с клиентом, лечит, тренирует свою травмированную часть, понимает как это быть изгоем для клиента, и его окружения. Хотя Ник Вуйчич говорит: «Я никогда не переживал, что у меня нет рук и ног. У меня их не было с рождения, и я жил жизнь, где их просто нет. Но окружающие меня жалели» (Так как ставили себя на его место и проживали этот опыт с «потерянными» руками и ногами.)
Г) Человек – ученый, исследователь. У него пытливый, любопытный ум. Он знает как работает человеческая психика и тело в норме, и не норме. И как реабилитировать его. То есть он все равно прожил это «виртуально» и в практической работе хочет сам проживать этот опыт из учебников.
Д) Других сценариев я не видела. Да, человек может быть выгоревшим, с деформированной психикой, или вообще с не выявленными психическими отклонениями. Но работать в этой сфере он не сможет, если ему нечего «отзеркаливать» от клиентов.
В этом плюс инклюзии. Чем больше вокруг нормотипичных, тем на этом «отзеркаливании» он будет неосознанно развиваться. Видела ролик: педагог ведёт занятие с мамочками, а на руках у них малыши 6-9 месяцев. Педагог старается, мамочки слушают, а у детей своя тема. В этой группе нашелся лидер, заводила и начал делать какое-то движение, и все малыши повторяют за ним. Без никакого тебе опыта работы и специального образования. Но есть, конечно же, в инклюзии много разных подводных камней: от организации, финансировании и неосознанного уровня всех участников процесса.
Это про внешнее окружение. Как эта информация помогает родителям ближайшему окружению? «Понять. Простить.» Кого? Себя и бестактных посторонних. Что происходит результате общения? Взаимное сканирование и «отзеркаливание».
Скажи кто твой друг и я скажу тебе кто ты. Иногда даже по поведению домашнего животного можно сказать хорошо ли все в этой семье. Поэтому многие психологические техники основываются на понимании того: «Почему рожа кривая отражается в зеркале? Что несу в мир, что мне такое в ответ прилетает? Хотя я вижу себя белым и пушистым».
Какая реакция инстинктивно возникает после сканирования и отзеркаливания: «Мне безопасно» или «Мне угрожают». Пример: молодая женщина оказалась наедине в купе с пожилым мужчиной восточной внешности. Может я отношусь предвзято, но у меня лично возникла бы мысль, что это соседство не безопасно. И дальше, если я узнаю, что этот мужчина знаменитый врач или ученый. Либо я узнаю, что он только вышел из тюрьмы и едет домой. То инстинкт либо усугубился в панику, либо сменился на интерес и расположение к этому человеку.
Поэтому говорить об особых, отличающихся надо, чтобы общество реагировало адекватно, а не на уровне инстинктов, законов стаи.
Сколько реальностей создается, когда ваш близкий серьезно болен
Но ведь родители знают все о диагнозе и особенностях ребенка, но и у них нет истинного принятия, что же ждать и требовать от совсем незаинтересованных в этом посторонних людей.
Потому что возможны 3 основные стратегии:
1. Бороться с этим. Меня это вводит в состояние небезопасности и я хочу это исправить, реагирую агрессивно, нападаю. Дело не в тебе, и твоем диагнозе, а мне страшно и я реагирую так.
2. Не бороться (оцепенеть, убежать, спрятаться). Поэтому многие опускают глаза при виде людей с ОВЗ на улице. В семье зачастую родственники уходят в отрицание проблемы, или вообще прекращает контактировать с ребенком в разных формах.
Мать агрессировать не своего особого ребенка не может. Хотя на уровне инстинктов это нормальная реакция. Для них важен ты, твое выживание, всё, что этому мешает нужно устранить. И этого не надо бояться, а нужно признать и проработать. Поэтому чаще уходят в «не бороться» (впасть в депрессию, жалению себя, отчаяние и т.д.). Жаление себя – это подавленный инстинкт себя защитить, бороться за себя.
3. Поэтому происходит «комбинированный» вариант. Мы боремся с болезнью. Но как разделяется ребенок и болезнь голове не понятно. Мы цепенеем на какое-то время, подавляем свой гнев, страхи, переживания. Пока не съездим на реабилитацию, не попробуем чудо-метод, врача, клинику. И почему происходит глубокое разочарование: «Нам не помогли», а мы столько сил, денег, надежд в это вложили. Потому что цель была другая.
Это все понятно. Что делать-то особому родителю? «Понять. Простить.» Понять свои эмоции, чувства, инстинкты. Проработать их со специалистом на терапии.
«Понять. Простить» окружение во вне. Сколько бы не говорили, например, про аутизм. Сколько не лепи на одежду стикеры, что ребенок аутист=примите его. Не примут, потому что глубоко зашитые инстинкты каждому не проработаешь. А проработать свои страх осуждения, непринятия, свой инстинкт: «Стая принимает меня = я в безопасности».
А в более глобальном – ведь дети учатся всему в семье, у взрослых, «отзеркаливают» их, повторяют за ними. Почему тогда ЗРР? Что с его или "зеркалами" окружающих, что это естественный, запрограммированный природой процесс нарушился? Почему речь нужно запускать, толкать, стимулировать, заставлять занятиями и таблетками «отзеркаливать» этот мир, озвучить свое мнение о нем.
#ЗРР #логопед #дефектолог #инклюзия #родителям #особый #особый_ребенок #особый_родитель #ОВЗ #речь #диагноз #принятие #толерантность