1 октября исполняется 60 лет с начала выпуска самого известного в стране автомобиля ЗАЗ-965, а если проще, «Запорожца». Собрали для вас несколько интересных фактов о самом высмеиваемом, но и самом любимом автомобиле СССР.
1. Как только его не звали
«Абдулла», «Дядя Федор», «Консервная банка», «Запор» (с ударением на первый слог) – это неполный список народных прозвищ, которые получил ЗАЗ-965, но чаще всего его звали «Горбатым». Название произошло от формы кузова, задняя часть которого напоминала горб. Тот, в свою очередь, получился из-за конструкции силового агрегата.
2. Не только едет, но и греет
В те времена автолюбители мечтали о «Москвичах» и «Волгах», но ни у той ни у другой машины не было того, что было у «Горбатого», а именно – автономной печки. А вот летом машинке она была не нужна – мотор быстро перегревался, поэтому большинство водителей ставили с капотом, подпертым распоркой, чтобы воздух как-то охлаждал мотор.
3. Двери назад
В отличие от привычных автомобилей, двери у ЗАЗ-965 открывались назад, а не вперед. Если плохо ее захлопнуть, то она могла открыться на ходу и хлопнуть по корпусу, серьезного его поцарапав.
С этим связан забавный киноляп в мультфильме «Простоквашино». У папы Дяди Федора был «Запорожец», двери которого открывались вперед. Видимо, герои мультфильма как-то модифицировали его, когда чинили прямо в квартире.
4. Большое семейство
ЗАЗ-965 «Запорожец» был первым автомобилем, выпущенном в 1960 году. За ним последовал ЗАЗ-965А, а затем – «Ялта» (Jalta). На базе ЗАЗ-965 создали почтовый фургон 965С, а также семейство ЗАЗ-970 — фургон, пикап и минивэн вагонной компоновки.
Всего до 1969 года построили чуть более 322 тысяч машин.
5. Элитный «Запорожец»
Отметим, что 965Э/965АЭ «Ялта» считался чем-то вроде автомобиля «премиум-класса» с богатой отделкой салона, шумоизоляцией, пепельницей, наружным зеркалом заднего вида и дажерадиоприемником.
6. V-образный двигатель
«Горбатый» получилсовершенно нетипичный для тех времен 4-цилиндровый V-образный двигатель объемом 0,745, а позднее 0,887 литра. Охлаждение у него было воздушным, поэтому без водяного охлаждения мотор был легким, а зимой не замерзал.
Но были и недостатки: осевой вентилятор не справлялся со своей задачей, перегревался и забивался маслом и грязью.
7. Версия для инвалидов
В СССР не особо уделяли внимания людям с ограниченным возможностями, но конструкторы ЗАЗ позаботились и о них. У «Горбатого» была версия, созданная специально для инвалидов с измененным механизмом управления. Такие автомобили, прозванные «инвалидками», распространялись через органы социального обеспечения.