Найти в Дзене

Аристократы аэростатов

Яркие воздушные шары в небе неизменно впечатляют публику, а экскурсионные полеты на них во всем мире считаются самым аристократическим видом активного отдыха. По традиции, идущей с 1783 года, всем пилотам присваивается графский титул, и они становятся владельцами земель, над которыми пролетает шар (на время полета, конечно). Сегодня аэростаты подразделяются на пилотируемые, автоматические, привязные и свободные. Пилоты свободных аэростатов — ​братья Руслан и Радмир Кильмаматовы поделились с нашим корреспондентом СВЕТЛАНОЙ МИРСАЕВОЙ, какого это — ​быть современными графами-­воздухоплавателями.

— Как давно вы занимаетесь воздухоплаванием?

— С 2012 года. С того времени мы совершили много полетов в разных уголках нашей страны: успели поучаствовать почти на всех проводимых в России соревнованиях, принимали участие в фестивалях стран СНГ, а также в составе сборной команды России — в чемпионатах Европы.

-2
19 сентября 1783 года в Версале в присутствии короля Людовика XVI воздушный шар братьев Монгольфье поднялся в воздух и пролетел 4 километра за 10 минут. Первыми пассажирами воздушного шара стали петух, утка и баран. Полет прошел успешно, но у утки было повреждено крыло. Людовик XVI обвинил в произошедшем барана и издал указ о том, что бараны летать не должны. С тех пор к полетам допускаются только люди дворянского происхождения.

— Для чего в современном мире нужен аэростат?

— Для спортивных, туристических, научных, разведывательных, метеорологических, рекламных, развлекательных и, конечно же, эстетических целей.

-3

— Какие нормативные документы регламентируют полеты на аэростате?

— Это воздушный кодекс РФ, ФАПы. Все то же самое, что и в авиации общего назначения.

— Где обучают пилотов аэростатов?

— В России единственное место с лицензией на обучение — ​в городе Дмитрове Московской области. Требования к обучающимся: высшее или средне-­специальное образование и медицинское заключение ВЛЭК по 3-й графе «пилот свободного аэростата». В программу обучения входят различные дисциплины, схожие с элементами программы подготовки пилотов других летательных аппаратов: воздушное право, основы теории полета, общие знания по воздушным судам, метеорология, навигация, эксплуатационные правила, летные характеристики.

Тренажерная, наземная и летная подготовка — ​136 часов, плюс 16 часов налета. После успешного окончания обучения курсант получает диплом о профессиональной переподготовке, летную книжку с занесенным в нее учебным налетом и записью о контрольном полете. Далее курсант проходит теоретическое тестирование и получает свидетельство пилота свободного аэростата в ТКК Росавиации.

-4
​21 ноября 1783 года в пригороде Парижа в небо поднялся воздушный шар с директором музея науки Пилатром Розье и армейским офицером маркизом д`Арландом. Людовик XVI узнал, что на шаре летит ученый, человек без без графского титула, и приказал казнить тех, кто нарушил его указ. Но потом передумал и решил даровать графский титул каждому, кто покорил небо, чтобы его законы соблюдались. Они становились «графами воздухоплавания», и те земли, над которыми они пролетают, должны принадлежать им, пока летит шар.

— Кто придумал дизайн и создал ваши аэростаты?

— Дизайн придуман нами. Аэростаты изготовлены в России.

— Вопрос безопасности полета волнует всех, кто планирует взлететь на воздушном шаре. Чем она подтверждена?

— Требования к летной годности для свободных пилотируемых аэростатов указаны в Авиационных правилах. Аэростаты, как и другие воздушные суда, имеют регистрационные номера и проходят обязательные проверки. Воздушное судно единичной, нетиповой конструкции (аэростат в виде сердца, например), 1 раз в год. Типовое ВС — ​1 раз в два года. Для этого приглашаются эксперты, которые проводят проверку на годность к эксплуатации. Проверяется ткань оболочки на разрыв и воздухопроницаемость, состояние корзины и газовых горелок, осуществляется проверка и аттестация газовых баллонов, проводится контрольный полет. В случае успешного прохождения проверки Росавиация выдает соответствующий документ — ​сертификат летной годности воздушного судна.

-5
Обязанность посвящать в графы и даровать земли перешла к пилотам, которые исполняют указ Людовика XVI и по сей день. Человеку, впервые совершившему полет, присваивают графский титул и земли, над которыми он пролетал. Этапы посвящения символизируют стихии. Воздухоплавателю поджигают прядь волос, что обозначает огонь газовой горелки аэростата над головой (стихия огня). Волосы тушат шампанским (стихии воды и воздуха), а к голове прикладывают солому или присыпают ее землей (стихия земли).

— Как строится взаимодействие с диспетчерской службой?

— Пилоты свободных аэростатов, так же каки пилоты других воздушных судов, подают FPL (флайт-план) или сообщение SHR (сообщение о плане полета пилотируемого аэростата) в единую систему организации воздушного движения РФ и получают разрешение на выполнение полета, при этом полеты осуществляются под контролем диспетчеров местного аэропорта.

— «Пилот» или «воздухоплаватель» — ​какое определение вам все же ближе?

— Воздухоплаватель. Ведь полет на воздушном шаре это — ​чувство ветра, единение с природой, возможность потрогать небо руками, тишина, шелест листьев на кромках деревьев и плавный, неспешный, управляемый полет.

-6

— Каковы основные условия для полета на воздушном шаре?

— Полеты могут выполняться в любое время года. Каждый сезон имеет свое очарование. В летнее время года полеты осуществляются только ранним утром или вечером (2–3 часа после рассвета и 2 часа перед закатом). Это связано с термической активностью в атмосфере: летом, в дневное время, поверхность земли прогревается неравномерно, вследствие чего возникают термические потоки, которые делают полет аэростата нестабильным. Зимой же можно летать весь световой день, но найти место для посадки, откуда тебя смогут беспрепятственно забрать — ​сложнее. Самое важное в воздухоплавании это оценка метеоусловий перед полетом. От них зависит безопасность и возможность скорой встречи со своей наземной командой сопровождения. Грузоподъемность аэростата имеет обратную зависимость от температуры окружающего воздуха: чем ниже температура, тем больше грузоподъемность.

Необходимыми погодными условиями для выполнения безопасного полета на воздушном шаре являются: скорость ветра у земли не больше 7м/с., отсутствие осадков и грозовых явлений, отсутствие сплошного тумана.

-7

— В чем особенность полетов над городом?

— При подготовке таких полетов кроме всего прочего необходимо учитывать географическое расположение города, размеры и плотность застройки, наличие мест для посадки и, соответственно, необходимо подобрать подходящие для выполнения данного полета направление и скорость ветра, а также иметь достаточно количество топлива.


— Что самое приятное в воздухоплавании для вас?

— Полет с приятными людьми, над красивым местом, в компании друзей-­воздухоплавателей. Проще говоря, самое классное — ​это воздухоплавательный фестиваль! Это непередаваемая словами атмосфера: красивая природа, яркие разноцветные оболочки тепловых аэростатов вокруг, и, конечно же, самое главное — это люди, не только те, которые с вами в корзине, но и те, кто радуется летящим в небе шарам, стоя на земле, их эмоции как будто летят прямо к вам в корзину, на какой бы высоте вы ни летели…

-8

— А где самые красивые места, по-вашему?

— Уральские горы. Именно красота Уральских гор с высоты птичьего полета вдохновила нас на создание фестиваля «Самрау» в 2019 году. Самрау — ​божество в башкирской мифологии с птичьим обликом, которому подвластны небесный, надземный и подземный миры.

Цель мероприятия — ​перелет над хребтами Южного Урала. Полеты над горами имеют свои особенности и требуют опыта, навыков. Перелет проходит над дикими труднодоступными местами. С точки зрения «картинки» безумно красиво, а с точки зрения «подбора» места здесь практически недосягаемые для автосопровождения, точек для приземления крайне мало. Поэтому полет через горы обычно длительный, как по расстоянию, так и по времени. Для перелета 2019 года экипажам потребовалось 10–12 баллонов газа, полет продлился 7,5 часа, воздухоплаватели преодолели расстояние 150 км на высотах от 100 до 3000 м. Это уникальный опыт как для пилотов, так и для представителей СМИ и блогеров, оказавшихся с ними в одной корзине.

Зимние фестивали воздухоплавания очень редки. Наш фестиваль с полетами в горах — ​единственный в своем роде, благодаря чему в 2020 году он приобрел статус международного мероприятия. Участниками стали воздухоплаватели из Москвы, Санкт-­Петербурга, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Тюмени, Великого Новгорода, Великих Лук, Кунгура, Переславля-­Залесского, Йошкар-­Олы, Улан-­Удэ, Армении и Казахстана. СМИ 26 стран осветили это событие. Но погодные условия внесли свои коррективы, маршрут перелета был сокращен, расстояние составило 60 км.

-9

— В чем сложность организации такого фестиваля?

— Организация любого массового мероприятия требует затрат сил, времени, энергии и финансов. А мероприятие, которое целиком и полностью зависит от погоды, увеличивает эти затраты в разы. Организатору фестиваля, или, как его еще принято называть, воздухоплавательной фиесты, необходимо заниматься вопросами согласования воздушного пространства, анализом метеоусловий для выполнения каждого полета, обеспечить участников картами местности, полетной информацией, газом для полетов, проживанием, питанием и прочее.

— Международному фестивалю воздухоплавателей «Самрау» в 2021 году быть?

— Конечно. Сейчас мы ищем спонсора на данное мероприятие.

— А какие еще фестивали вам запомнились больше всего?

— Одним из самых запоминающихся воздухоплавательных мероприятий, в котором мы принимали участие, стал фестиваль, посвященный 100-летию Румынии. В честь этого события организаторы пригласили 100 воздухоплавательных команд со всей Европы. Это было очень зрелищно!

— Каков портрет туриста в свободном аэростате?

— Большинство — ​это люди 20–40 лет. Но бывали туристы и за 70! Часто это подарок на день рождения, семейное торжество, предложение руки и сердца, романтическая прогулка. Процентов пять — ​инстаграмщики, не выпускающие телефон из рук на протяжении всего полета. Они видят все то же, что и мы, но только через экран телефона.

Реакция большинства туристов делится на три фазы. На взлете — ​восторг, взрыв адреналина. Затем люди адаптируются на высоте и получают наслаждение, отвлекаясь от земного мира. А когда заходим на посадку, они говорят: «Что уже все? Хочу еще!» Часто я слышу от туристов в корзине: «Мы думали, это будет страшно, а оказалось полет так расслабляет, так успокаивает, как будто медитируешь». Во время полета кто-то активно делится эмоциями, кто-то меньше, но равнодушных не бывает. После полета люди меняются — ​становятся открытыми, вдохновленными и счастливыми.

Текст: Светлана Мирсаева
Фото: Максим Чегодаев (Штурм)

Читайте также:

-10