«…величайшая глупость пытаться обуздать
в женщинах то желание, которое в
них так могущественно и так естественно».
М. Монтень. Опыты.
Чтобы меня не обвиняли в желании проповедовать патриархат, сразу скажу, что полностью согласен с генерал-полковником Л. Г. Ивашовым, что в России ныне практически нет настоящих мужчин. Он высказал это в беседе с журналистом А. В. Карауловым.
Но когда-то они были. Меня, например, буквально потряс ролик о влюбленности В. Маяковского. https://www.youtube.com/watch?v=yH8pFTP8apg.
Честно говоря, не ожидал от «поэта – горлопана» столь возвышенных чувств. Рыцарские поступки так редки в нашей жизни, что привлекают людей обоего пола. Захотелось познакомить с одним из них читателей.
Прошу прощения у тех, кому она известна, и кто знает, что автор привнес изрядную долю фантазии в эту сказку для взрослых. Они нужны нам, чтобы, хотя бы в мыслях, а лучше на деле совершать нечто полезное в действительности. Уж так редки в реальности достойные деяния, что не грех и помечтать о них. Не брать же пример с олигархов, которые не стесняются подавать иски о взыскании имущества с бывших любовниц, таких, как известная Наоми Кэмпбелл. https://www.gazeta.ru/lifestyle/news/2020/09/05/n_14896568.shtml
Красивая легенда заслуживает широкого распространения как назидание вконец опустившимся мужчинам, не способным не только украсить жизнь дорогой ему женщины, но даже создать минимально приемлемый уровень существования. Более того, многие позволяют себе и вовсе жить за счет успешных подруг и любовниц. Если матриархат когда-то существовал, то он стремительно возвращается.
Анализ причин явления не цель этих заметок. Но воздав должное современному «слабому» полу, попробуем оценить ответную реакцию тех из них, кому повезло удостоится любви выдающихся мужчин.
Полагаю, у парижской избранницы В. Маяковского было немало поклонников. Но ни один не пришел на помощь, когда она потребовалась. И только благодаря широкому и оригинальному жесту отвергнутого поэта, ей удается выжить в годы войны. И что же в ответ?
А ничего, кроме снисходительного признания высокого чувства человека, который прославил не только себя, но и осветил лучами своей славы хотя и красивую, но вряд ли оставившую бы какой-либо след в истории женщину, если бы поэт прошел мимо.
Ее оценка тех событий демонстрирует все, что угодно, но только не любовь. «Я тогда отказалась вернуться с ним в Россию, он хотел, чтобы я моментально с ним уехала. … Я его любила, он это знал, у нас был роман, но роман - это одно, а возвращение в Россию - совсем другое. Отсюда и его обида, "оскорбление". Я хотела подождать, обдумать и, когда он вернется в октябре 1929 года, решить. Но вот тут-то он и не приехал». https://litnet.com/ru/blogs/post/17937
Я не знаю, как можно отблагодарить мужчину, спасшего женщину в трудную минуту. Если она не только холит и лелеет себя, то наверняка что-нибудь придумать можно. Но мало кто из красавиц задумывается о таких прозаических вещах. И тогда они исчезают бесследно в пучинах истории, как уносимый бурным потоком мусор.
Возможно, если бы это был не очередной роман и героиня вернулась бы с поэтом в Россию, то не случилась бы трагическая развязка в жизни В. Маяковского. Но об этом можно лишь жалеть посторонним. У непосредственной участницы подобных чувств не возникает.
Кто бы сегодня помнил Полину Виардо, если бы И. С. Тургенев не отдал сердце выдающейся певице. В пылу женской солидарности автор пытается возвысить избранницу русского писателя: «Полина Виардо — не возлюбленная автора «Отцов и детей». Она была одной из главных театральных величин XIX века…». https://novayagazeta.ru/articles/2017/08/21/73539-lyubov-vtroem-kak-primer-nravstvennosti.
Это подтверждают многие летописцы ее жизни. И все же осмелюсь утверждать, что, когда упоминается имя Полины Виардо, рядом всегда возникает величественная тень русского писателя.
Певица не была пуританкой, и у нее нередко возникали внебрачные связи. Но наш соотечественник относился к числу тех постоянных поклонников, которых можно вернуть в сферу своего влияния в любую минуту и которые простят, поймут и даже приголубят после очередной любовной катастрофы.
Биографы рисуют «Образ женщины, для которой в первую очередь важно быть правой перед самой собой, защитить спокойствие своего маленького мира. И если она сама в мире с идеей двух возлюбленных под одной крышей, то и всему миру придется с этим смириться.
И это работает — мир смирится, как миленький». https://novayagazeta.ru/articles/2017/08/21/73539-lyubov-vtroem-kak-primer-nravstvennosti.
Прямо гимн феминизму. Если это позволено им, мужчинам, то должно быть доступно и нам, женщинам. Некоторые, в т. ч. П. Виардо этого добились «…дом посещали самые разные люди включая высокомерных русских аристократов, не дававших жить Анне Карениной, но никого эта ситуация не смущала». (там же).
Со школьной скамьи мы привыкли воспринимать героиню Л. Н. Толстого как жертву. Но так ли это на самом деле?
Попробуем разобраться. На первый взгляд это действительно так. Несчастная женщина от того, что чувствует, как уходит возвышенная любовь, ради которой она ушла из семьи, расставшись не только с мужем, но и с любимым сыном, кончает жизнь самоубийством. Это женская точка зрения.
А о чем свидетельствуют факты. От любимого мужчины рождается дочь. Да они не могут пожениться, поскольку бывший муж не дает развода. Ах, какой жестокий деспот.
Дитя любви, разве этого мало. Но нет, эта «игрушка» не для них. И они с легкостью расстаются с ней. А деспот не гнушается тем, что ребенок от другого мужчины, главное девочка от все еще любимой женщины. И он берет ее на воспитание, как брошенного ради любовника сына.
Как бы не заламывала Анна руки на кратковременном свидании с сыном, никого она не убеждает реальным поведением. Даже Вронский жалеет об отданной Каренину дочке. Только мать, родившая своих детей, мириться с диким, на мой взгляд, положением вещей.
И вот она решается на самоубийство. Женщины утверждают, из-за осознания уходящей любви. Может быть и так.
Мне кажется по иной причине. О чем думает самоубийца в последние минуты жизни.
Позволю сослаться на собственный опыт. Когда после сложнейшей операции я не мог говорить, ходить и даже есть без посторонней помощи, невольно начали закрадываться мысли о смысле моего существования. Мне осторожно намекали, что, в лучшем случае, восстановления речи, и то в неполном объеме из-за паралича голосовых связок, можно ждать через год-полтора. Еще одной проблемой моей новой жизни была физическая немощь. Стоило первый раз выйти на улицу, как сумел пройти едва 50 шагов, да и то с поддержкой.
Вот тогда впервые и пришла в голову сумасшедшая мысль – а стоило ли так мучиться, чтобы остаться живым, но стать обузой для жены, вызывать жалость сыновей и внуков? Именно эта мысль была основной мотивацией моего, к счастью, не состоявшегося решения.
А о чем же в последнюю минуту думает Анна Каренина? В изложении Л. Толстого это звучит так. «Туда! — говорила она себе, глядя в тень вагона, на смешанный с углем песок, которым были засыпаны шпалы, — туда, на самую середину, и я накажу его (выделено мной) и избавлюсь от всех и от себя».
Свою смерть она задумала как наказание любовника. Прежде чем «избавиться от всех и от себя» ей хочется наказать его, того, кого еще недавно, судя по ее поступкам, любила больше чем детей, что довольно противоестественно для нормальной женщины.
И надо сказать задуманное ей удалось. Трудно не поверить матери Вронского «Но бедный сын мой отдался весь ей. Бросил все — карьеру, меня, и тут-то она еще не пожалела его, а нарочно убила его совсем».
Как точно звучит здесь слово «совсем». Никогда человек, ставший даже опосредованно причиной смерти своего близкого, не избавиться от чувства вины.
Так кем же является Анна Каренина – жертвой или неистовой мстительницей, готовой все сокрушить на своем пути? Предлагаю каждому выбрать свой вариант ответа.
Я же просто продолжу обсуждение ее поступков. Была ли альтернатива выбранному трагическому исходу. Вне всякого сомнения.
Например, пойти по пути Полины Виардо и, сохраняя внешние приличия, оставаясь замужем за престарелым мужем иметь молодого любовника. Никому бы и в голову не пришло бы осуждать любовный треугольник, широко практикуемый во все времена.
Но предположим, движимая высокими чувствами, Анна решила выйти замуж за любимого человека. Непреодолимым препятствием становится отказ прежнего мужа давать развод.
Но, пожалуй, самое страшное наказание ждет Анну впереди – ее перестают принимать в высшем свете. То, что легко прощают ее любовнику, подумаешь покорил еще одну, какую по счету, замужнюю женщину, является непростительным грехом для последней. Вместо того, чтобы прилюдно обманывать старика и выставлять его в смешном свете, она решает покинуть его. Вот это позор, так позор! Неизгладимое оскорбление.
Еще раз напомню. То, с чем «высокомерные русские аристократы» легко мирились в случае с Полиной Виардо – муж и поклонник почти друзья, приличия соблюдены, не прощали той, кто желала построить жизнь по божеским законам. А может быть ее не терпели как живой укор всем этим прожженным развратникам, погрязшим во всех смертных грехах.
Как бы то не было, Анна очень тяжело воспринимала это наказание, особенно на фоне того, что Вронского не только продолжали принимать в высшем свете и даже подыскивать ему выгодную партию.
И вот Анна все свои обиды и унижения фокусирует на все еще любимом человеке. Не умея удержать ускользающую любовь, не понимая простого факта, что даже горячо любимая женщина не может заполнить внутренний мир мужчины, приходит к единственному для подобных экзальтированных натур решению – наказать, как можно жестче любовника. Раз он не принадлежит ей безраздельно, то не должен доставаться никому.
И ей это удалось. Вронского как личность она уничтожила. Дорогой ценой, скажет кто-то. Но для подобных натур, как только мир перестает вращаться вокруг них, то полностью теряет свою привлекательность.
Вот почему вопреки устоявшемуся мнению, я считаю, что Анна Каренина совсем не жертва, а чрезвычайно жестокая мстительница.
Иногда нам, чаще женщинам, в жизни выпадает счастливый «лотерейный билет». Две из описанных героинь, к сожалению, не сумели им правильно распорядиться, что привело к трагическим исходам.
Наверное, и мужчины далеко не всегда правильно воспринимают самоотверженные дела своих любимых. Но об этом пусть напишут женщины. Полагаю, у них это получиться лучше.