В последнее время можно часто встретить фразу never waste a crisis, которую можно перевести как «кризис не должен пройти впустую». Оптимисты всегда ищут, что полезного можно извлечь из катастроф
Хотя ни одна отрасль так не пострадала от эпидемии, могут ли быть для авиации в долгосрочной перспективе скрытые выгоды?
Carsten Spohr, руководитель Lufthansa, выступая на прошлой неделе на World Aviation Festival сказал, что кризис все-таки дал нам кое-что хорошее.
В то время как в Северной Америке в основном закрепились несколько крупных перевозчиков, в Европе пока наблюдается избыток предложения и этот рынок сейчас созрел для консолидации.
В Европе слишком много игроков, не все авиакомпании переживут кризис и, как мы видим, консолидация становится мегатенденцией в отрасли.
Его мнение поддержал Pieter Elbers, руководитель KLM. Он хорошо знает тему, поскольку не так давно произошло слияние KLM с Air France.
Консолидация в Европе не принесет сразу резких улучшений и даже наоборот. Рабочие могут столкнуться с потерей своих мест. Но в долгосрочной перспективе это безусловно сделает отрасль сильнее. Ограниченное количество авиакомпаний, объединивших свои материальные, финансовые и человеческие ресурсы и участвующих в разработке долговременных планов, обеспечит здоровый рост в будущем.
Однако в Соединенных Штатах такая широкая консолидация вряд ли возможна, сказала Joanna Geraghty, главный операционный директор JetBlue.
Еще одна вещь в авиации, о которой Carsten Spohr всегда откровенно говорил - это занижение цен на перелеты для стимулирования спроса. Это ключевая стратегия дешевых перевозчиков, особенно в Европе, и её руководитель Lufthansa всегда называл «безответственной». Он сказал, что верит, что кризис может положить конец этой практике.
«До эпидемии я критически относился к слепому росту нашей отрасли в последние годы. В таких странах, как Китай или Индия, это имеет смысл, но я думаю, что в Европе снизить цены на билеты до 5-10 евро для создания искусственного роста - это неправильная стратегия. Я думаю, что коронавирус остановил эту тенденцию».
Слово «эффективность» часто употребляется в последнее время по отношению к авиакомпаниям, поскольку коронавирус заставил их работать над сокращением затрат и тем, чтобы стать более гибкими и компактными.
Успешные компании уже работали в этом направлении, и эпидемия ускорила этот процесс. Быстрее стали переходить на цифровые технологии и внедрять биометрию. Хотя некоторые стороны эффективности не совсем желательны. Например, сокращение персонала.
Говоря об эффективности, нельзя не сказать об экономичности самолетов. Одним из результатов кризиса, особенно для крупных авиакомпаний, будет более молодой и экономичный флот.
Маловероятно, что в Lufthansaостанутся А380. В747-400, работающий пока, будет снят с линий в ближайшие годы. Большая часть четырехдвигательных А340 также будет отправлена на пенсию. Авиакомпания выйдет из кризиса с меньшим, помолодевшими и более экологически чистым флотом.
Frank Meyer, один из руководителей Etihad, сказал на World Aviation Festival о необходимости тесного сотрудничества всех заинтересованных сторон. Сейчас, отметил он, одной из самых больших проблем для путешественника является отсутствие уверенности в беспроблемном и безопасном достижении пункта назначения.
Воздействие коронавируса привело к развитию инноваций в авиации. От роботов для ультрафиолетовой дезинфекции до собак, выявляющих вирус – идеи, которые появились и были доведены до конечного результата во время эпидемии.
Все эти нововведения уже можно было рассматривать как гонку вооружений между аэропортами, авиакомпаниями и странами в борьбе за решение проблемы ковид-19. Однако Pieter Elbers, руководитель KLM предпочитает термин «творческий конкурс». Мы изобретаем что-то и затем бесплатно делимся знаниями и опытом.
Мы уже видели новые решения в области тестирования пассажиров, дезинфекции самолетов и багажа, рассадки пассажиров в салоне и других аспектах наших путешествий. И очевидно, что они послужат улучшению отрасли. Благодаря сотрудничеству и открытости в глобальном масштабе авиация выйдет из эпидемии более сильной и здоровой в целом.
Источник: Simple Flying
Перевод: АвиаОбоз