Найти в Дзене
АвиаОбоз

Есть ли польза для авиации от коронавируса

В последнее время можно часто встретить фразу never waste a crisis, которую можно перевести как «кризис не должен пройти впустую». Оптимисты всегда ищут, что полезного можно извлечь из катастроф

Airbus A350, Аэрофлот. Может ли коронавирус положительно повлиять на авиацию? Фото: Getty Images
Airbus A350, Аэрофлот. Может ли коронавирус положительно повлиять на авиацию? Фото: Getty Images

Хотя ни одна отрасль так не пострадала от эпидемии, могут ли быть для авиации в долгосрочной перспективе скрытые выгоды?

Carsten Spohr, руководитель Lufthansa, выступая на прошлой неделе на World Aviation Festival сказал, что кризис все-таки дал нам кое-что хорошее.

В то время как в Северной Америке в основном закрепились несколько крупных перевозчиков, в Европе пока наблюдается избыток предложения и этот рынок сейчас созрел для консолидации.

В Европе слишком много игроков, не все авиакомпании переживут кризис и, как мы видим, консолидация становится мегатенденцией в отрасли.

Карстен Шпор считает, что консолидация неизбежна. Фото: Oliver Roesler/Lufthansa
Карстен Шпор считает, что консолидация неизбежна. Фото: Oliver Roesler/Lufthansa

Его мнение поддержал Pieter Elbers, руководитель KLM. Он хорошо знает тему, поскольку не так давно произошло слияние KLM с Air France.

Консолидация в Европе не принесет сразу резких улучшений и даже наоборот. Рабочие могут столкнуться с потерей своих мест. Но в долгосрочной перспективе это безусловно сделает отрасль сильнее. Ограниченное количество авиакомпаний, объединивших свои материальные, финансовые и человеческие ресурсы и участвующих в разработке долговременных планов, обеспечит здоровый рост в будущем.

Однако в Соединенных Штатах такая широкая консолидация вряд ли возможна, сказала Joanna Geraghty, главный операционный директор JetBlue.

Еще одна вещь в авиации, о которой Carsten Spohr всегда откровенно говорил - это занижение цен на перелеты для стимулирования спроса. Это ключевая стратегия дешевых перевозчиков, особенно в Европе, и её руководитель Lufthansa всегда называл «безответственной». Он сказал, что верит, что кризис может положить конец этой практике.

«До эпидемии я критически относился к слепому росту нашей отрасли в последние годы. В таких странах, как Китай или Индия, это имеет смысл, но я думаю, что в Европе снизить цены на билеты до 5-10 евро для создания искусственного роста - это неправильная стратегия. Я думаю, что коронавирус остановил эту тенденцию».

Carsten Spohr ранее называл дешевые билеты Ryanair"безответственными". Фото: Getty Images
Carsten Spohr ранее называл дешевые билеты Ryanair"безответственными". Фото: Getty Images

Слово «эффективность» часто употребляется в последнее время по отношению к авиакомпаниям, поскольку коронавирус заставил их работать над сокращением затрат и тем, чтобы стать более гибкими и компактными.

Успешные компании уже работали в этом направлении, и эпидемия ускорила этот процесс. Быстрее стали переходить на цифровые технологии и внедрять биометрию. Хотя некоторые стороны эффективности не совсем желательны. Например, сокращение персонала.

Четырехдвигательным, таким как A380, пришел конец. Фото: Airbus
Четырехдвигательным, таким как A380, пришел конец. Фото: Airbus

Говоря об эффективности, нельзя не сказать об экономичности самолетов. Одним из результатов кризиса, особенно для крупных авиакомпаний, будет более молодой и экономичный флот.

Маловероятно, что в Lufthansaостанутся А380. В747-400, работающий пока, будет снят с линий в ближайшие годы. Большая часть четырехдвигательных А340 также будет отправлена на пенсию. Авиакомпания выйдет из кризиса с меньшим, помолодевшими и более экологически чистым флотом.

Lufthansa выйдет из кризиса с более экологичным флотом. Фото: Lufthansa
Lufthansa выйдет из кризиса с более экологичным флотом. Фото: Lufthansa

Frank Meyer, один из руководителей Etihad, сказал на World Aviation Festival о необходимости тесного сотрудничества всех заинтересованных сторон. Сейчас, отметил он, одной из самых больших проблем для путешественника является отсутствие уверенности в беспроблемном и безопасном достижении пункта назначения.

Директор по развитию Etihad считает, что сотрудничество имеет ключевое значение. Фото: Etihad
Директор по развитию Etihad считает, что сотрудничество имеет ключевое значение. Фото: Etihad

Воздействие коронавируса привело к развитию инноваций в авиации. От роботов для ультрафиолетовой дезинфекции до собак, выявляющих вирус – идеи, которые появились и были доведены до конечного результата во время эпидемии.

УФ-роботы за работой. Фото: Honeywell
УФ-роботы за работой. Фото: Honeywell

Все эти нововведения уже можно было рассматривать как гонку вооружений между аэропортами, авиакомпаниями и странами в борьбе за решение проблемы ковид-19. Однако Pieter Elbers, руководитель KLM предпочитает термин «творческий конкурс». Мы изобретаем что-то и затем бесплатно делимся знаниями и опытом.

Мы уже видели новые решения в области тестирования пассажиров, дезинфекции самолетов и багажа, рассадки пассажиров в салоне и других аспектах наших путешествий. И очевидно, что они послужат улучшению отрасли. Благодаря сотрудничеству и открытости в глобальном масштабе авиация выйдет из эпидемии более сильной и здоровой в целом.

Источник: Simple Flying

Перевод: АвиаОбоз