Найти тему

Техосмотр для переживших пандемию

Оглавление

Кажется, все самое плохое позади. Аэропорты наполняются людьми, самолеты улетают в посткарантинные рейсы по миру, пассажиропоток постепенно увеличивается. Но появляются и новости о неожиданных проблемах, обнаруженных в лайнерах в связи с простоем. Наш корреспондент АНГЕЛИНА МАНАХОВА ради спокойствия читателей «Гражданской авиации» поговорила с представителями некоторых международных авиакомпаний об организации техобслуживания парка в период пандемии и узнала, есть ли повод для паники

-2

Коррозия металла?

В конце июля этого года Федеральная авиационная администрация США (FAA) направила срочное уведомление концерну Boeing. Речь шла о возможном появлении коррозии на самолетах Boeing 737 NG и Classic, которые простаивали после того, как были прекращены перелеты в связи с пандемией COVID-19. Как выяснилось, на некоторых суднах были обнаружены следы ржавчины в воздушных клапанах двигателей. Обратили на это внимание после четырех инцидентов, при которых во время полета прекращал работу один из двигателей.

-3

FAA предложила после обнаружения коррозии заменить клапан перед полетом. Компания Boeing, в свою очередь, обратилась к перевозчикам, посоветовав им проводить тщательный осмотр, так как в период пандемии самолеты использовались крайне редко, что и привело к разрушению металла. Кстати, говоря о долгом простое в работе, FAA имела в виду семь и более дней. Учитывая масштабы прекращения полетов, можно сделать вывод, что практически все воздушные судна могли подвергнуться коррозии, если они не были правильно подготовлены к хранению в ангарах.

-4

Эта неприятная новость совпала с постепенным открытием границ и возобновлением авиасообщения. Одним из перевозчиков, по всей видимости, обнаруживших коррозию в двигателе, была Alaska Airlines. В своем заявлении компания сообщила, что безопасность полета проблемного авиалайнера не была нарушена, однако в будущем перед введением самолетов в эксплуатацию они будут проверять эти самые воздушные клапаны. Что волнует многих пассажиров, так это тот факт, что проблема появления коррозии была обнаружена не в ходе технического осмотра перед первым полетом, а уже во время этого полета. То есть жизнь людей потенциально была в опасности.

-5

Конечно, COVID-19 внес свои изменения в обслуживание самолетов. «Гражданская авиация» уже писала о санитарной обработке авиалайнеров и новых правилах, но как изменилась техническая подготовка к полету, где хранились самолеты во время простоя и как часто их проверяли? Мы снова обратились к нескольким зарубежным авиаперевозчикам с просьбой рассказать об их опыте в это непростое время.

-6

Главное — сухо

​Согласно исследованию компании Boston Consulting Group, результаты которого были представлены еще в апреле этого года, в период пандемии мировые авиакомпании вывели из эксплуатации более 17 тысяч самолетов, то есть практически 50 процентов всего своего парка. Все эти лайнеры нужно было где-то хранить и как-то обслуживать. Как выяснилось, у каждой компании было свое решение.

-7

Перевозчик Swiss в разгар COVID-19 эксплуа­тировал только шесть из 91 судна. Cамолеты были припаркованы на базах в Цюрихе и Женеве, некоторые из моделей Airbus A320 и A321 были расположены в небольшом военном аэропорту Дюбендорф, недалеко от Цюриха. Также компания перебросила часть парка за рубеж, где климат суше и коррозии взяться неоткуда:

​«МЫ ОТПРАВИЛИ НЕКОТОРЫЕ НАШИ САМОЛЕТЫ В ИОРДАНИЮ, В ГОРОД АММАН, ЧТОБЫ ПРОВЕСТИ РАБОТЫ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И РЕМОНТУ. ПОГОДНЫЕ УСЛОВИЯ В ИОРДАНИИ ИДЕАЛЬНЫ ДЛЯ ДЛИТЕЛЬНОГО ХРАНЕНИЯ ЛАЙНЕРОВ. К ТОМУ ЖЕ ЭТО ПОМОЖЕТ НАМ ПРОВЕСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ ОСМОТР», — РАССКАЗАЛ «ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ» ПРЕДСТАВИТЕЛЬ SWISS МАЙКЛ ШТИФ.
-8

Как нам сообщила компания АirBaltic, в период с 17 марта по 18 мая все 38 самолетов компании находились в Риге. За это время было выполнено лишь несколько репатриационных и грузовых рейсов. Перевозчику Belavia, как оказалось, удалось избежать серьезного простоя. В первые месяцы эпидемии — благодаря репатриационным чартерным рейсам. В середине июня уже возобновились чартерные рейсы в Албанию, в начале июля — в Черногорию, Турцию и Египет:

​«BELAVIA ВНЕСЛА СУЩЕСТВЕННЫЕ КОРРЕКТИРОВКИ В РАСПИСАНИЕ, ПОЭТОМУ НЕ БЫЛО ПОЛНОЙ ПРИОСТАНОВКИ ВЫПОЛНЕНИЯ РЕГУЛЯРНЫХ ПОЛЕТОВ, А ПО НЕКОТОРЫМ МАРШРУТАМ ДАЖЕ УДАЛОСЬ УВЕЛИЧИТЬ ЧАСТОТУ ПОЛЕТОВ», — ПОЯСНИЛИ В ПРЕСС–СЛУЖБЕ АВИАПЕРЕВОЗЧИКА.
-9

Простой — дело непростое

​Авиакомпании во время пандемии должны были обеспечить постоянное техобслуживание своего парка. Ведь приостановка полетов для самолета совсем не значит, что с ним ничего не происходит. Кроме банальной пыли, как мы уже выяснили, могла появиться даже коррозия.

Вообще есть несколько видов проверок: непосредственно перед вылетом, ежедневная, еженедельная. Это так называемые простые проверки, не требующие даже помещения самолета в ангар. Но есть сложные формы, которые зависят от периода или количества часов, здесь есть как техосмотр за месяц или 500 часов налета, так и за 12 лет и даже 12000 часов.

-10

Как нам рассказали в компании АirBaltic, после того, как каждый самолет был подготовлен к долгой стоянке, регулярные проверки продолжались. Все работы по техобслуживанию на каждом типе самолета всегда выполняются в соответствии с рекомендациями и инструкциями производителя. Технический персонал проверял состояние авионики, гидравлических, пневматических и других систем каждого самолета не реже одного раза в неделю. Самолеты были обесточены. Дополнительно, в связи с паузой в работе самолетов, требовалась установка защитных чехлов и заглушек на впускной и выпускной клапаны двигателей. Была проделана дополнительная работа с системой кондиционирования воздуха, вспомогательных блоков питания и трубками Пито, приборами для измерения напора газа или жидкости. Все эти приготовления были сделаны в том числе для того, чтобы предотвратить скопление пыли и мусора в разных частях самолета, а также присутствие птиц. К тому же некоторые детали самолета требовали защиты от влаги, а интерьер — от солнца. Именно поэтому было введено множество дополнительных задач для правильного ухода за деталями самолета, подверженными внешнему воздействию. Однако компания позаботилась о том, чтобы самолеты не простаивали в прямом смысле:

​«СПЕЦИАЛИСТЫ ПО ТЕХОБСЛУЖИВАНИЮ РЕГУЛЯРНО ПРОВОЗИЛИ САМОЛЕТЫ ВПЕРЕД И НАЗАД И СЛЕДИЛИ ЗА ТЕМ, ЧТОБЫ ВСЕ КОЛЕСА СДЕЛАЛИ НЕ МЕНЕЕ ПЯТИ ПОЛНЫХ ОБОРОТОВ. ВО ВРЕМЯ ПРОСТОЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ГРУППА АIRBALTIC УСЕРДНО РАБОТАЛА, ЧТОБЫ ЛАЙНЕР ОСТАВАЛСЯ ГОДНЫМ К ПОЛЕТАМ, А ЭТО ОЗНАЧАЕТ, ЧТО ОН МОГ НАЧАТЬ РАБОТУ В ЛЮБОЙ МОМЕНТ ВРЕМЕНИ. ПЕРЕД ВВЕДЕНИЕМ САМОЛЕТА В ЭКСПЛУАТАЦИЮ БЫЛИ ПРОВЕДЕНЫ ИСПЫТАТЕЛЬНЫЕ ПОЛЕТЫ», — СООБЩИЛИ НАМ В КОМПАНИИ АIRBALTIC.
-11

Belavia продолжала традиционное обслуживание своего авиапарка в соответствии с требованиями и рекомендациями производителей воздушных судов и авиационных властей Республики Беларусь, Eвропейского агентства по безопасности полетов и Федерального управления гражданской авиации. Был также проведен дополнительный ряд работ по техническому обслуживанию системы кондиционирования, вероятно, связано это было с борьбой по распространению вируса в кабине самолета.

-12

На репутации не экономят

​Истории с коррозией у Boeing были единичными, но факт остается фактом — они были. Многих пассажиров может волновать проблема износа деталей или, наоборот, простоя в их работе. Сейчас, на фоне общего падения рынка, у кого-то возникнут подозрения: компании, желающие остаться на плаву, могут сократить свои расходы на техобслуживание, закупку необходимого оборудования, найдя дешевые аналоги. Перевозчики уверяют: у них в приоритете — безопасность пассажиров и сотрудников, поэтому ни о каком сокращении расходов речи не идет. К тому же, как пояснили в Belavia, на воздушные судна устанавливаются сертифицированные детали с достаточными ресурсами для эксплуатации, поэтому нет никакой возможности использовать более дешевые комплектующие изделия.

-13

Таким образом, пассажиры могут быть спокойны, насколько это возможно в нынешних условиях. Сейчас при большой конкуренции компаниям важен бренд и качество, они не будут рисковать жизнями людей и потерей репутации, чтобы сэкономить на деталях и персонале.

Пожалуй, во время пандемии впервые в новейшей истории самолеты гражданской авиации в таком количестве и так долго находились в ангарах. И это сказалось бы на их состоянии, если бы компании не организовали должный уход. Но глобальных изменений COVID-19 в процесс техосмотра, как можно понять, не внес. Да, из-за санитарной обработки салона увеличилось время техобслуживания перед вылетом, однако на этом изменения заканчиваются. Самолеты возвращаются в небо, технический персонал вновь по ночам проверяет лайнеры. Безопасность пассажиров и персонала — самое важное для перевозчиков даже после появившихся финансовых проблем. Будем надеяться, что и добросовестность проверок самолетов остается в приоритете у всех компаний, которым удалось возобновить работу.

​Текст и фото: Ангелина Манахова

Читайте также:

-14