Или как с нуля собрать легендарный ГАЗ-67, который выпускался с 1943 по 1953 год.
Бакалинцу Тимергали Асадуллину — 66, но он категорически отказывается соответствовать стандартному клише российского пенсионера, главная радость которого — садовые грядки, «коллекционирование» болячек и вечерние посиделки со сверстниками на скамейке. Нет-нет, на приусадебном участке он действительно любит повозиться. Но вместе с тем успевает петь и танцевать в местном Доме культуры, депутатствует в соседнем сельсовете, разводит пчел… А еще постоянно фонтанирует техническими идеями. И, что самое главное — воплощает их в жизнь.
Бензин в крови
Его голова полна самых разных задумок. Изобретатель-рационализатор с полувековым стажем, он все время что-то мастерит. Увидел, что внуки любят гонять по улицам на велосипеде — изготовил для них самокат и двухместный четырехколесный веломобиль. Понял, что в личном хозяйстве нужен утилитарный транспорт — переделал старенький мотоцикл «Иж-Планета» в трехколесный грузовик. Понадобилось механизировать процесс приготовления корма для домашней живности — изготовил траворезку собственной конструкции. А когда местная фермерша попросила соорудить агрегат для междурядной обработки клубники, взялся за разработку почвенной фрезы. Женщину понять можно — в нынешнем году по известным причинам она осталась без помощников-гастарбайтеров. Мотыжить ягодник стало некому, вот она и обратилась за помощью к Асадуллину.
— С учетом ее пожеланий я изготовил фрезу, позволяющую быстро и, как мне кажется, качественно проводить междурядную обработку ягодных насаждений, — такими словами изобретатель встретил меня на пороге. — Сейчас еду к ней на участок — будем испытывать самоделку.
Тимергали Шаихович — педагог с 44-летним стажем. Но «бензин в крови» у него с самого детства. Отец Асадуллина работал механиком, шофером, и мальчуган часами пропадал рядом с ним в колхозном гараже. Вскоре школьник, умеющий одинаково хорошо и думать, и работать руками, собрал свой первый четырехколесный велосипед, затем — мотовелик (в деревне такую технику называли метко и емко — «дырчик»).
Дальше — больше. Во время срочной службы в ракетных частях бакалинец вместе с сослуживцами изучал самолеты вероятного противника. Как того требовали отцы-командиры, запоминал их очертания, тактико-технические характеристики. А однажды заперся на несколько дней в мастерской и изготовил тренажер, позволяющий оценить уровень полученных знаний на практике. Умную машину было не обмануть: ребята-срочники щелкали тумблерами и тут же получали оценку. Загорелось несколько лампочек — «отлично», одна — «удовлетворительно», не загорелись вовсе — материал не усвоен, постигай науку противовоздушной обороны заново.
За свое изобретение Асадуллин получил, по его словам «о-очень хороший гонорар». И свидетельство изобретателя-рационализатора. Но от предложения остаться на сверхсрочную отказался категорически: «Отец написал — меня очень ждут в родном селе».
Вернувшись домой, Тимергали Шаихович окончил Бугульминский индустриально-педагогический техникум, позднее — Стерлитамакский пединститут (оба — с отличием). Работал в местном СПТУ, специальной коррекционной школе-интернате, был директором школы в селе Ахманово. Преподавал труды, информатику, черчение, а в свободное от работы время — творил, заражая своим увлечением всех окружающих. В училище вместе с трудными подростками до поздней ночи мастерил необычные, в чем-то уникальные самоделки. Инвалидную мотоколяску вдохновленная ребятня с руководителем, который был взрослым только по паспорту — не по духу, переделала в багги. Спустя время дело дошло до изготовления снегохода, затем — мопеда с двухцилиндровым двигателем собственной разработки.
— В технике я разбираюсь слабо, но понимаю, что смастерить из одноцилиндрового двигателя двухцилиндровый и при этом действующий — задача совсем не простая. Как вам это удалось? — выпытываю у Асадуллина.
— Да нет в этом ничего сложного, — пожимает плечами бакалинский «Самоделкин». — Все работы мы выполнили в здешней мастерской, на заводы и в институты не обращались. При первых испытаниях выяснилось, что дополнительный цилиндр дал весомый прирост мощности. Что нам и требовалось.
Когда этого показалось мало, Асадуллин начал вести в ДОСААФе мотокружок для юных бакалинцев. Попутно построил мотоцикл, «заточенный» на гонки по пересеченной местности. А устроившись на работу в спецшколу, начал собирать мини-тракторы. Первый из них был изготовлен по классической схеме. Следующий стал уменьшенной копией популярного в СССР трактора К-700 «Кировец».
— В то время просто копировать классику мне было уже неинтересно, — признается собеседник. — Поэтому свой «Кировец» я сделал с ломающейся рамой и двумя ведущими мостами. Он показал хорошую проходимость и маневренность.
Если не ошибаюсь, подобные мини-тракторы и сегодня выпускают только за границей. А тогда, в 1989 году, он казался абсолютной диковиной.
На всех своих самоделках мастеровитый сельчанин работал на садовом и приусадебном участках: пахал, обрабатывал землю, косил сено... Говорит, при разработке очередного творения руководствовался главным правилом: по своим параметрам оно должно превосходить промышленные аналоги.
А через девять месяцев родился автомобиль
Чтобы стать обладателем сельхозмашины «от Асадуллина», люди были готовы платить немалые деньги. Вот только «наверху» его разработки были никому не интересны. В 1990 году Тимергали Шаихович заочно окончил институт и написал дипломную работу «Малогабаритная техника для обработки пришкольного участка». В рамках «дипломки» изготовил действующий мотоблок. Представители Государственной аттестационной комиссии вначале не поверили, что это его ноу-хау до последнего винтика. И откомандировали выпускника вместе с его «поделкой» на Стерлитамакский машиностроительный завод им. Ленина. Мол, пусть тамошние инженеры всесторонне проверят разработку студента и вынесут свой вердикт. Отзывы заводских экспертов были такими, что диплом Асадуллин защитил с отличием. А его изобретение... осталось пылиться в запасниках вуза. При том, что в те годы в стране выпускался лишь один мотоблок — маломощный, громоздкий и ненадежный МБ-1.
Правда, и сам изобретатель не особо старался «светиться» со своими самоделками. Ведь законность приобретения любого узла, любой детали нужно было подтвердить соответствующей бумажкой. А где ее взять, если в годы застоя купить даже списанные запчасти в организации либо на сельхозпредприятии было архисложной задачей? Вот и договаривались как могли... А оригинальность и уникальность изобретения мало кого интересовали.
Зато на пенсии Асадуллин развернулся по полной. К примеру, с нуля собрал легендарный ГАЗ-67, который выпускался с 1943 по 1953 год. Ржавые останки некогда популярного автомобиля ему подарил родственник из Октябрьского. Хотя на тот момент от «подарка» 1946 года выпуска остались лишь капот, решетка радиатора да лобовое стекло... Тимергали Шаихович собственноручно изготовил для него раму, боковины, множество других более мелких деталей. Двигатель, коробку передач и колеса приспособил от уазика, сиденья — от «восьмерки», бензонасос и фары выписал из Китая, брезентовый тент ему подарили музейщики Таганрога.
— Несмотря на почтенный возраст машины, приобрести для нее родные запчасти — не проблема, — говорит Асадуллин. — Вот только цены на них, мягко говоря, кусаются. Например, тот же оригинальный щиток приборов стоит 25 тысяч рублей, металлическая овальная эмблема на «нос» — 6 тысяч рублей. По счастью, шильдик у меня был родной, а щиток я изготовил сам.
Он с улыбкой рассказывает, как выгибал боковины, зажимая их в створе ворот. И сколько лестных эпитетов услышал от сельчан, когда через девять месяцев выкатил на этом автомобиле на улицу.
Ему уже предлагают за него современный российский джип с весомой доплатой. Он категорически отказывается:
— В этом году, увы, не срослось, но в следующем я непременно проедусь на нем по центру села в День Победы, — говорит он.
Чтобы усилить визуальный эффект, Асадуллин уже мастерит копию легендарной пушки-«сорокапятки», которую ГАЗ-67 покатит на сцепке. Изобретатель обещает, что пушка будет стрелять. Правда, только петардами. Но для того чтобы ознаменовать победу и над фашизмом, и над зловредным коронавирусом, этого вполне достаточно.
с. Бакалы.
Автор: Алексей ШИЛЬНИКОВ