Как это бывает – прогуливаешься по осенней улице в городе, дует лёгкий ветерок и ты оказываешься… На аэродроме чёрти где. Ну, может быть, не чёрти где, но в Липецкой области, в Усмани. А потом еще одна вспышка – и ты уже натягиваешь парашют и пытаешься залезть в кабину какого-то маленького, но яркого и явно непростого самолёта.
Ей-богу, всё было именно так, разве что изначально это был не лёгкий ветерок, а приглашение старого приятеля планериста. И оказаться на аэродроме аэроклуба «Спасан» под Липецком мне пришлось потому, что мне очень хотелось попробовать «прокатиться» на планере. На больших им маленьких самолётах летал много, однажды даже разрешили за рычаги управления подёргать, так сказать, но всегда «плавно», ибо и так страшно. А вот планер – такая штука без мотора и с огромными крыльями – вот это да!
Но так случилось, что с самого утра погода была не сильно лётная для планеров, а вот для самолётов – самое то. Вообще, когда речь зашла о том, что «можно прокатиться на самолёте», я подумал, что разговор о том, что есть маза подсесть в кабину небольшого и страшненького самолетика Wilga, которым, собственно, планеры в воздух и буксируют, но на деле оказалось немного иначе: меня подвели к героического вида пилоту Антону Беркутову, который оказался Чемпионом Мира по пилотажу на ЯК-52. И подвели меня, собственно, к ЯК-52.
Ну а дальше я уже говорил – парашют, короткая инструкция, что делать, если в наушниках услышишь команду «Покидаем самолёт» (но уверили, что такого давно не случалось и сейчас случиться наверняка не должно). Потом взлёт, набор высоты, запрос диспетчеру на разрешение «Начать выполнять задание»….
«Начнём мы с простой петли Нестерова. Для этого нам надо немного набрать скорость» услышал я в наушниках и самолет устремился, как мне показалось, почти вертикально вниз, а непривычные перегрузки натянули лишнее лицо куда-то в район затылка. Когда вид земли впереди сменился небом, я понял, что я вообще ничего не знаю о перегрузках и о перегрузках в кабине самолёта в частности. Сколько там было «Жэ», я не знаю, но мне хватило. Сразу подумал о пилотах «Формулы-1», которые испытывают подобное (и даже больше) на протяжении полутора часов обычной гонки.
«Теперь будет неполная петля с поворотом..» – ну или что-то в этом роде: способность слушать и запоминать я утратил уже после первого и самого знаменитого элемента высшего пилотажа. Пилот Антон, видимо, понял в чем дела и дальше не утруждал себя комментариями к каждому элементу, лишь изредка интересуясь по интеркому, в порядке ли я. А иногда и просто вопросительно поднимая палец вверх, ожидая от меня аналогичного жеста.
Очень быстро привык к тому, что Земля, отныне, крутится не вокруг солнца, а вокруг тебя. Очень красивая такая, и, сволочь, стремительная. мы пикировали и взлетали, падали в невесомости и сваливались на крыло, как осенний лист. Не знаю, как это называется всё, но тогда мне было неважно, а сейчас – и не спросить особо. Жаль только, что посмотреть со стороны на то, что происходило с самолётом в эти минуты негде. Хотя я синими пальцами вцепился в камеру GoPro, которая почти без перерыва снимала происходящее, цепляя мои перехлестывающие через край эмоции на размазанном по черепушке перегрузками лице.
Я еще обязательно выложу здесь видео из этой самой камеры, ну а снимки, которыми проиллюстрирован материал – это то, на что меня хватило «после», когда пилот-чемпион уже приступил к обучению дамы. Да, именно к обучению, потому как она, в отличии от меня, садилась в кабину не в качестве балласта, а в качестве настоящего пилота.
В конце скажу лишь о том, что и на планере удалось прокатиться в итоге (так же в качестве баланса) и вообще уикэнд выдался на славу, за исключением пробок по пути «из Москвы» в пятницу и «в Москву» в воскресенье. А, ну и ходил после самолёта я по «качающейся» Земле часа два, как минимум.
Спасибо за внимание, надеюсь вам было интересно. Если понравилась заметка – ставьте лайк и обязательно подпишитесь на канал – после глупой блокировки мне очень нужна ваша поддержка! На все вопросы отвечу в комментариях, на все ответы – спрошу там же. И, конечно, покажу видео. Но чуть-чуть позже. Всем бобра!