Есть места, которые вызывают восторг. Восхищение, изумление, желание посещать их снова и снова в общем, приятные и положительные эмоции. А есть места, которые вызывают недоумение, отторжение, неприятие эмоции со знаком минус. Одним из таких мест в Риме для меня стала церковь Сан Пьетро ин Винколи. Церковь уважаемая, входящая в семь паломнических церквей Рима потому что в ней хранятся вериги апостола Петра. Но честно говоря церковь производит настолько странное впечатление, что об этом аспекте ее существования как-то не задумываешься вообще. Уложив и сопоставив в голове визуальный ряд и имеющуюся у меня информацию, я пришла к выводу, что возникшие у меня ассоциации можно обозначить только одним словом могила. Жутко звучит? Пожалуй, да. Предлагаю вам разобраться во всем самим.
Невзрачная церковь Сан Пьетро ин Винколи, пожалуй, не была бы так знаменита, если б ей не достался честно говоря, не знаю, за какие заслуги, информации, почему была выбрана именно эта церковь, мне найти не удалось весьма ощутимый кусок пирога под названием Высокое Возрождение, а именно знаменитая гробница папы Юлия II со скульптурой Моисея работы Микеланджело. Более странного и несуразного соседства сложно себе вообразить. Для начала оцените общий вид и интерьер церкви, а особенно вот эти чудесные трещины и потеки в бетонном потолке над апсидой. Наверное, как говорили героиня Веры Алентовой в чудесном фильме Ширли Мырли - Вы слишком много кушать В смысле зажрались! А иначе я не знаю, как объяснить, что шедевр Микеланджело находится в таком месте, да еще и посреди потрескавшихся бетонных стен. Огромная сверкающая гробница из отменного каррарского мрамора выглядит тут так, как, наверное, выглядят декорации из Ла Скала, выставленные в ожидании непойми чего в коридоры какого-нибудь обшарпанного провинциального театра. Роскошным мраморным объемам гробницы больше бы подошел интерьер Сан Пьетро или - на худой конец Латерана. А ведь так оно и должно было быть изначально.
Молодой Микеланджело после изваяния Пьеты проснулся знаменитым. Причем настолько, что тут же заинтересовал первое лицо государства папу римского Юлия II, у которого уже созрела идея увековечения себя любимого с помощью гения Микеланджело. Причем идея эта носила поистине колоссальный размах и предназначалась, разумеется, для собора Сан Пьетро чью реконструкцию задумал папа. Огромной (6 на 9 метров) мраморной гробнице надлежало занять место в центре нового храма. По периметру гробница должна была быть украшена 40 статуями выше человеческого роста папа не мелочился. Микеланджело с воодушевлением принялся за проект, но дальше заготовки мрамора дело не пошло. Искусство хоть и относится к высоким материям но страсти вокруг него кипят вполне низменные. Не знаю, правда это или нет но ходят слухи, что Браманте, руководивший реконструкцией собора Святого Петра, по наущение Рафаэля, начал капать папе на мозг мол, нехорошо, сиятельный папа, строить себе гробницу при жизни Плохая примета-с Вы уж лучше потратьте денежки на сам собор, вот это дело стопроцентно богоугодное И Юлий, наслушавшись доброжелателей, к идее с гробницей совершенно охладел. Для Микеланджело, разумеется, это был удар тем паче что проект обещал быть действительно грандиозным. Разобидевшись на папу, он уехал обратно во Флоренцию но Юлий бы не был Юлием, если б спустил ему это просто так. Микеланджело снова был вызван в Рим для росписей потолка Сикстинской капеллы. И несмотря на то, что идея с гробницей, казалось бы, была совершенно похоронена в своем завещании папа Юлий, почивший в бозе в 1513 году, велел все-таки осуществить этот проект. Правда, воплощать этот проект в его первоначальных масштабах в планы наследников не входило их задачей было максимально удешевить строительство гробницы. Поэтому в течение 29 лет, с 1513 по 1542, было составлено 6 договоров на строительство, и каждый новый договор все упрощал и упрощал проект. Можно вообразить себе отчаяние Микеланджело, на глазах и руками которого наследники безжалостно кромсали и уродовали изначально грандиозный замысел. Так что неудивительно, что работу над этой гробницей сам Микеланджело считал своей личной трагедией. Наверное, в этом контексте и место, и обрамление гробницы подходит как нельзя лучше Апефеозом же бессмысленности стало то, что так мучительно выстраданная гробница так и не пригодилась по своему прямому назначению Юлий II был изначально захоронен в Сан Пьетро, но и даже после окончания строительства гробницы так и не был перезахоронен в ней.
Но давайте все-таки немного отрешимся от трагедии создания гробницы ведь как бы оно ни было, но Микеланджело опять оставил нам гениальное произведение искусства. И история опять все расставила по своим местам да какая разница, чья это гробница??? Это же Моисей Микеланджело!!! Я немало позабавилась, узнав, что отец современного психоанализа Зигмунд Фрейд был настолько поражен Моисеем, что ходил сюда ежедневно, как на работу, пытаясь разгадать, что же хотел сказать гений и даже целую статью написал по этому поводу. Может быть, подумаете вы, это у него от всех этих фрейдистских штучек произошло легкое помешательство рассудка? Как бы не так!!! Фрейд, оказывается, тут был совсем не одинок много ученых мужей ломало зубы о моисеевский мрамор и копья полемизируя между собой. Нет, вы представляете себе масштаб проблемы, занимавшей умы людей??? :) Не поленитесь, найдите эту статью (она так и называется Моисей Микеланджело) - весьма любопытное чтение! Фрейд осуществил сопоставительный анализ большого количества работ историков искусства и философов, посвященных Моисею что означает поза, мимика и жесты библейского героя, какой именно посыл человечеству тут зашифровал Микеланджело. Мнения очень различны, так что я воздержусь от того, чтоб озвучивать тут какую-либо точку зрения, кому интересно сам почитает и сделает выводы. Но наверное старик был собою страшно горд надо же, какую он устроил заварушку :)
Что характерно всех этих исследователей занимает поза Моисея, его внутренняя динамика и движения его рук, являющие собой иллюстрацию эмоций в тот момент жизни героя, спустившегося с горы с божественным откровением и заставшего свой народ поклоняющимся золотому тельцу. Они ни полсловом не обмолвились о том, что сейчас занимает большинство обсуждающих эту скульптуру на просторах интернета рожки на голове у Моисея. Информации на эту тему в интернете масса, кратко озвучу две основные версии. Первая самая распространенная о неправильном переводе с иврита слова каран, которое означает и луч, и рог. В правильной версии Моисей, конечно же, должен изображаться с лучами исходящей от него божественной мудрости. Но я не думаю, что Микеланджело, будучи образованнейшим человеком своего времени, не знал об этих трудностях перевода. Так что мне ближе вторая версия, уходящая корнями в древнеегипетскую мифологию. В Древнем Египте рога на голове говорили о принадлежности их обитателя к божественному роду Осириса. Поэтому традицию изображать себя с рогами перенял Александр Македонский, который, как известно, был свято уверен в своем божественном происхождении, и фараоны из династии Птолемеев. И где Моисей 40 лет водил евреев и получил-таки божественное откровение? Правильно. В Египте.