В VIII веке нашей эры арабы начали активное проникновение в Среднюю Азию, завершившиеся ее полным завоеванием. Одним из следствий арабского завоевания Средней Азии стало создание новой культуры, основанной на арабских образцах, но в то же время впитавшей в себя многие более ранние, тюркские и персидские элементы, чему подтверждением служит чагатайская арабица - письменности народов Средней Азии, названная так по имени сына Чингисхана Чагатая, при котором она достигла подлинного расцвета.
Завоевав Среднюю Азию, арабы оказались пусть и привелегирированным, но меньшинством на территории, на населенной тюрко- и персоязычными народами. Естественно, в таких условиях очень быстро произошла ассимиляция пришельцев коренным населением, но арабы смогли внести свой большой вклад в культуру Средней Азии, важной составляющей которого являлась письменность, ставшая основной для местных тюрок после принятия ислама в государстве Караханидов в 960 году.
После монгольского завоевания Средней Азии наступил золотой век чагатайской арабицы, получившей свое название в честь второго сына Чингисхана Чагатая, в чей улус входили Средняя Азия, Афганистан и Иран, а она сама стала письменностью государствообразующего народа - тюрко-монголов чагатаев. Чатайская арабица активно использовалась и в улусе Чагатая, и в чагатайской империи Тимуридов, и в делопроизводстве, и в культуре, пережив народ, в честь которого она была названа и перейдя к его преемникам - узбекам и уйгурам, которые используют ее и поныне (узбеки - только в Афганистане).