Наука Союзного государства
Учёные Белорусского государственного университета начали выпуск эффективного препарата для борьбы с опухолью, которая погубила Жанну Фриске и Дмитрия Хворостовского.
В поиск эффективного противоракового оружия вовлечены практически все страны. Наравне с международными крупными фармацевтическими корпорациями сегодня заявляет о себе и вузовская наука. Наш собеседник – директор Учебно-научно-производственного республиканского унитарного предприятия «Унитехпром БГУ» Павел БЫЧКОВСКИЙ.
– Павел Михайлович, сегодня диагноз «рак головного мозга» звучит как приговор. И каждое новое лекарство – это надежда для тысяч пациентов. В чём уникальность вашей разработки?
– Производимый нами противоопухолевый гидрогелевый препарат «Темодекс» не имеет аналогов, цена в разы ниже зарубежных предложений, а в его уникальности убеждаются врачи многих стран. Он применяется для лечения головного мозга с онкологической опухолью различной сложности. Используют его в комплексе с хирургическим вмешательством. Это порошок, который в операционных условиях путём добавления воды превращается в гидрогель, его наносят на ложе удалённой опухоли и контактирующие с ней ткани. Постепенно гель рассасывается, сохраняя нужную концентрацию химиопрепаратов для уничтожения оставшихся опухолевых клеток и предотвращения рецидивов.
По сути, этот препарат стал альтернативой химиотерапии, которая, к сожалению, токсична и губительна не только в отношении раковых клеток. Она убивает и здоровые, подавляет иммунитет и имеет ряд других побочных негативных эффектов для больного человека.
Предложенный нами гидрогелевый препарат локально воздействует только на поражённые клетки, за счёт свой формы удерживает концентрат лекарства и не даёт ему всасываться в кровь.
Клинически доказано, что продолжительность жизни онкологических больных при применении нашего лекарства увеличивается в 1,5 раза, кроме того, продлевается безрецидивный период и улучшается качество жизни человека.
– Это своего рода точечное попадание в мишень. Неужели только белорусы сумели сгенерировать и реализовать идею локального воздействия на клетки рака?
– Есть, например, американский «Глиадел». Он схож только по области применения, но абсолютно отличается по составу и форме. Наш препарат гелеобразной формы, а у американцев это салфетки. Конкурентным преимуществом нашего лекарства является и его доступная цена, оно стоит в десятки раз дешевле названного американского препарата – из-за своей дороговизны он не сертифицирован в Беларуси. Новое лекарство даёт надежду многим пациентам на доступное лечение, и не только белорусам.
– Что вы имеете в виду?
– К сожалению, по причине законодательных барьеров многих стран есть проблемы по экспорту, а значит, и доступности препарата для нуждающихся. Пока «Темодекс» включён в клинический протокол только нашей страны. Но мы уже в активной стадии регистрации препарата за рубежом. Это требует комплекса дорогостоящих испытаний. Мы уже запатентовали свой препарат в Евразийском регионе и России, подали заявку на получение международного патента PCT, что закрепит наше авторство на изобретение в 56 странах мира. Препарату присвоен европейский статус орфанности (лекарства, предназначенные для лечения редких заболеваний. – Ред.).
Скоро он начнёт поставляться в белорусские клиники. Для наших пациентов он абсолютно бесплатен. По нашим данным, ежегодно проводится около тысячи операций по причине опухоли головного мозга. Применение «Темодекса» требуется примерно в 600 случаях. Поэтому мы готовы сотрудничать и с другими странами.
Относительно нашего ближайшего соседа и друга России: процесс ускорило бы решение вопросов Таможенного союза, когда наши страны взаимно смогли бы признавать регистрационные удостоверения медпрепаратов. А пока, чтобы зарегистрировать препарат в России, необходимо провести клинические испытания именно в России.
Кого унёс рак мозга
– В линейке противоопухолевых препаратов в БГУ «Темодекс» единственный?
– Пока что единственный, но сегодня на нашем предприятии активно идут работы над препаратом для лечения рака пищевода, желудка и других органов брюшной полости. У него тоже нет мировых аналогов. Работает он по такому же принципу, как и «Темодекс». Процесс создания любого лекарства может растянуться порой до десяти лет. Пока зарегистрирована только его субстанция и проведены доклинические испытания на лабораторных животных.
Получили, без преувеличения, поразительные результаты – стопроцентное излечение от рака без рецидивов.
В ближайшее время наши разработчики совместно с врачами приступят к полномасштабным клиническим испытания на больных.
В планах наших учёных разработка в том числе препаратов для лечения ожогов, трофических язв, пролежней и профилактики спаек.
Статья дана в сокращении. Хотите полный вариант - пишите в комментариях
Беседовала Елена МАРЦУЛЕВИЧ, Минск
© "Союзное государство", № 8-9, 2020
Дочитал до конца? Было интересно? Ты знаешь, что надо сделать, чтобы поддержать автора и журнал!