В детстве фильм “Королевство кривых зеркал” я смотрела каждый раз, когда его показывали. Не помню, чем же он меня так привлекал. Может быть, зашифрованными зеркальными именами: Оля - Яло, Друг- Гурд, Гадюка - Акюдаг? Или тем, что главная героиня - девочка. И она не принцесса, которая ждет принца, а сама спасает целую страну. Для того времени (книга вышла в 1951 году, фильм в 1963) это было в новинку. Тогда были герои-мальчишки: Тимур со своей командой, Васек Трубачев. Или коллектив детей, а тут девочка...
Или необычным казалось попадание из обычного мира в сказочный, фантастический? Алиса Селезнева появится чуть позже, а пока “Оля - Яло” в Королевстве кривых зеркал, и непонятно как она выберется, что ей придется изменить в себе для этого.
Как я проснулась в Королевстве кривых зеркал
Совсем недавно метафора “Кривые зеркала” проявилась в моей жизни. И я подумала: "Так вот же о чем говорил Губарев!"
Некогда читать? Смотри видео:
Дело в том, что я живу в Хабаровске. Приехала 15 лет назад в этот город из Москвы. И первое, что удивило меня, - профессиональное телевидение. Не уступали в качестве федеральным каналам. Любой вопрос можно было решить с помощью телевидения. Невозможно попасть в детский сад, не ремонтируют дороги, незаконно возвели забор - репортеры освещали все жалобы горожан и вопросы решались.
Но вот этим летом (а точнее 9 июля 2020 года) арестовали губернатора Хабаровского края Сергея Фургала. В крае Сергея Ивановича уважали, и его арест стал неожиданностью.
Хабаровчане быстро организовались, собрались и вышли на митинги. Требовали одного: если губернатор, которого они выбрали, виноват перед законом, то пусть суд будет в Хабаровске и будет открытым: "Мы хотим видеть доказательства вины. Не судите губернатора за закрытыми дверями".
Собралось несколько десятков тысяч людей, для 600-тысячного города это много. Это значимое событие? По-моему, да. Если уж ямы на дорогах освещали...
Но и федеральные каналы, и хабаровские профессиональные, честные этого митинга не показали. Как будто ничего и не было. Митинги в Хабаровске идут ежедневно уже три месяца, но по телевидению показывают митинги в Америке, митинги в Беларуси.
Хабаровские же митинги и местное, и руководство страны игнорирует, изредка бросая фразы: "Работать надо, а не права качать" или "Коронавирус атакует, а они митингуют".
Так вот же оно - "Кривое зеркало" - информационное управление нами, информационное давление. Нам показывают не то, что происходит на самом деле. То есть, под окнами у меня митинги, а, если верить телевизору, митинги не у меня под окном, а в Америке.
Как в "Королевстве кривых зеркал" люди говорили: "Мы тяжело работаем, мы голодаем", а им подсовывали кривое зеркало и говорили: "Вы что! Посмотрите, какие вы толстые и счастливые".
То есть, если я вижу, что меня обманывают, не говорят правду в этом моменте, то врут и в других случаях? Может быть, я наивная, но у меня для меня это было шоковое открытие.
Что имел в виду Виталий Губарев?
Думаю, что Губарев своей сказкой хотел сказать, что нужно научиться смотреть на себя со стороны, видеть свою темную сторону, свои недостатки.
Это тоже интересная мысль: в человеке уживаются две, а может быть и больше, личности. Одна боится, другая в это же время храбра, одна честна, другая врунишка. И это нормально, главное понимать, что ты не белый, ни черный, ты живой. Просто смотри на себя иногда со стороны.
Может быть, из-за этой идеи мне нравился в детстве фильм “Королевство кривых зеркал”? Но все-таки вот в чем талант сказочника, фантаста Виталия Губарева - придумать такую метафору, которая применима в любое время.
Что необычного в творчестве Виталия Губарева?
На современном языке, Виталий Губарев создавал мультиконтент. Это когда на основе одной идеи, создают произведения в разных жанров.
Так же творил и Джеймс Мэтью Барри. Своего Питера Пена он множество раз: о нем была вставка-сказка во "взрослой" книге, театр в театре, книги именно про Питера Пена, детские спектакли, мюзиклы.
Губарев писать, печататься начал с детства. Затем работал журналистом в детских газетах и журналах. И однажды ему поручили написать статью об убийстве братьев Морозовых.
Он выехал на место преступление, разбирался, опрашивал, собирал материал. Написал статью, которая принесла ему известность.
В 1933 году на основе собранных материалов для статьи Губарев написал публицистическую книгу «Один из одиннадцати» (Павлик Морозов был одним из одиннадцати пионеров села Герасимовка Свердловской области). Можно сказать, он стал автором легенды о Павлике.
В 1940 году Губарев переделал документальную книгу в художественную - «Сын. О славном пионере Павлике Морозове». После войны писатель снова переработал материал, и вышел в роман «Павлик Морозов» в 1947 году и в одноименная пьеса в 1952.
Также случалось и с другими его произведениями.
“Королевство кривых зеркал” - сказочный дебют Губарева. Позже он написал сценарий к одноименному замечательному фильму. А еще в театрах успешно шла его пьеса.
“В тридевятом государстве”: Губарев написал и книгу, и сценарий к фильму.
Сказка или фантастика?
Книги Губарева для детей - это смесь сказки и фантастики. Конечно, его истории не сравнить с фантастикой Александра Беляева, но детям младшего школьного возраста это то, что нужно. Детям не нужны морали, у них нет цели стать лучше, прочитав книгу. Что может зацепить ребенка, так это удивление, новый мир, приключения.
В сказках Губарева это есть. Мы весной с дочкой (10 лет) прочитали все его сказки. Она слушала с интересом, и не говорила: "Что за чушь!".
Конечно, взрослому человеку воспитательная линия в книгах Губарева видна. Еще бы! Он много лет работал с детьми, с пионерами: был главным редактором «Пионерской правды», преподавал в Институте детского коммунистического движения и заведовал кафедрой пионерской работы в Центральной комсомольской школе.
Но одно дело зубрить клятву пионера: "Клянусь делать то-то, обязан делать то-то", а другое - раскрыть книгу, перенестись на остров с помощью волшебного платка, превратить друга в негритенка, встретиться с пиратами и понять, что трудиться - это счастье, естественная потребность человека, никак иначе.
Так на одной встрече с Губаревым, один из пятиклассников сказал: «Сколько раз мне говорили, что труд – самое главное в жизни человека! Я, конечно, соглашался, а по-настоящему понял это, когда прочитал повесть “Трое на острове”».