Найти в Дзене
Egor Kuroptev

Помощник первого вице-президента Азербайджана Амирбеков. Большое интервью.

Эксклюзивное интервью помощника первого вице-президента Азербайджана посла Эльчина Амирбекова для проекта Егора Куроптева «Пограничная ZONA».

Е. Куроптев: В Карабахе продолжают гибнуть люди. Число жертв растет. Напряжение не спадает. Об этой ситуации говорим с помощником первого вице-президента Азербайджана Эльчином Амирбековым. Добрый день.

Э. Амирбеков: Добрый день, Егор.

Е. Куроптев: Скажите, пожалуйста, идет ли ситуация к окончанию войны?

Э. Амирбеков: По последним данным ситуация продолжает оставаться напряженной. Как вы знаете, с воскресенья вооруженные силы Армении начали с трех направлений атаки на позиции азербайджанской армии и на гражданские объекты. Обстреливаются жилые дома, объекты гражданской инфраструктуры, растет количество пострадавших — и убитых и раненных — среди азербайджанского мирного населения. По всей видимости все призывы, которые прозвучали о прекращении огня Армения не услышала. По некоторым заявлениям их официальных лиц, они настроены решительно продолжать свою агрессию.

Мне хотелось бы воспользоваться этой возможностью, чтобы предоставить нашу точку зрения, почему эта военная провокация произошла, какие она преследует цели и почему мы считаем она была спровоцирована именно сейчас.

Е. Куроптев: Если у вас есть какие-то доказательства – с удовольствием.

Э. Амирбеков: В качестве доказательств я хочу сказать, что данное нападение воскресное должно рассматриваться в более широком контексте. В июле армянская армия нарушила режим прекращения огня в районе армяно-азербайджанской госграницы. Против Товузского района Азербайджана. Стратегия Армении заключается в закреплении неприемлемого для всех в мире статуса-кво, который образовался в зоне армяно-азербайджанского карабахского конфликта в результате незаконной оккупации 20% территорий Азербайджана, осуществленной на этой территории этнической чистке и продолжающихся многочисленных грубых нарушений международного гуманитарного права, как, например, расселение лиц армянской национальности на оккупированной территории. Этот процесс интенсифицировался в последнее время, особенно после взрыва в Бейруте и уже первые десятки иранских армян размещены не только в Нагорном Карабахе, но и вокруг него – в Лачине и в Кельбаджаре.

Мы ожидали этого нападения со стороны Армении, потому что это стало логическим завершением целого цикла провокацией, которые наблюдались нами с июльских боевых действий. Во-первых, речь идет об интенсивных поставках вооружения из России в Армению, которые начались 17 июля и продолжались до начала сентября. Объявление планов правительства Армении о мобилизации ополченцев. В планы Армении входила мобилизация до 100.000 ополченцев в помощь вооруженным силам Армении.

Е. Куроптев: Вы перечислили все эти вещи. Вы сказали, что армянская сторона не готова прекратить огонь, как призывают международные организации. Позиция понятна. А Азербайджан готов прекратить огонь?

Э. Амирбеков: Поставьте себя на место Азербайджана. Это не просто, но не так и тяжело. Азербайджан подвергся вооруженной агрессии в очередной раз. Территория Азербайджана обстреливается артиллерийским огнем. Гибнут люди. Нас все эти месяцы усиленно провоцируют на вооруженное столкновение.

Каковы должны быть действия государства, когда на его суверенитет, территориальную целостность и независимость вот таким образом покушаются?! Конечно же должен быть ответ. Это и объясняет решение Азербайджана начать контрнаступление на своей суверенной территории. Хочу это подчеркнуть. У нас нет никаких видов на территорию других государств. Мы осуществляем свою индивидуальную самооборону в соответствии с уставом ООН.

Поэтому требовать от Азербайджана прекратить огонь в то время, когда начата эта агрессия и военная провокация со стороны Армении несколько некорректно. Если мы увидим, что армянская сторона поняла свою ошибку и бесперспективность ее продолжения и прекратила огонь, конечно, и Азербайджан примет соответствующее решение.

На данный момент мы видим, что наоборот подогревается милитаристская риторика. На уровне руководства страны они заявляют, что они готовы прибегнуть ко всем имеющимся у них возможностям. Не ослабевают попытки привлечь в конфликт третьи силы. Все это происходит в силу их чувства безнаказанности, как результат бездействия международного сообщества.

Е. Куроптев: Вы говорите про третьи страны, вы имеете в виду Россию?

Э. Амирбеков: Мы имеем в виду попытки Армении опять апеллировать к своим союзникам. В качестве союзников они видят не только Россию, но и ОДКБ. К ним они апеллировали во время июльской провокации, когда напали на приграничные районы Азербайджана. Сейчас они официально не признают, что обращаются в ОДКБ, потому что они понимают, что мандат ОДКБ не распространяется на территорию Азербайджана, но тем ни менее они обращаются к России. Как вы заметили, имел место уже не один телефонный звонок со стороны Пашиняна.

Е. Куроптев: Да, но Пашинян заявил, что он не готов на переговорный формат с Азербайджаном и Россией и говорить о переговорах бессмысленно, потому что идет война. Где же тут он апеллирует к России?

Э. Амирбеков: Наверное, это результат того, что у них были неоправданные завышенные ожидания. Произошла определенного рода переоценка Арменией и своего потенциала, и потенциала ожидаемой помощи. Поэтому сейчас, когда Пашинян говорит, что он не готов пойти на возобновление переговорного процесса при посредничестве России, он не оригинален, потому что он не готов пойти на возобновление переговорного процесса ни в каких рамках. Ни с кем.

Одна из причин сегодняшней ситуации в том, что он напрочь отказался от мирного процесса. Он выбрал путь провокаций, военной авантюры. Как я объяснял – в надежде, что это еще больше отдалит перспективу мирного урегулирования.

Е. Куроптев: Вы упоминали третьи страны. Упоминали партнеров Армении. Но сейчас очень активно два дня уже обсуждается роль Турции не на уровне заявлений. Выкладывают фотографии самолетов F-16 турецких, которые вроде как по фото или заявлениям официальных лиц Армении участвуют в конфликте в Карабахе. Вы подтверждаете военное участие Турции?

Э. Амирбеков: Во-первых, я начну, если позволите, буквально 30 секунд об этой антитурецкой кампании, которая развернулась не на шутку в контексте данной эскалации.

Почему-то всех удивляет, что Турция играет роль в этом процессе. Турция не новичок в Минском процессе. С 1992 года, когда Минская группа была создана, Турция является полноценным членом этой группы. Да, она не является ее сопредседателем, но это не умоляет ее роли в данном переговорном механизме. Это раз. 

Во-вторых, Турция является стратегическим союзником и братской страной для Азербайджана. Турция выступает именно за то, чтобы был восстановлен справедливый мир на Южном Кавказе. Путем устранения последствий армянской агрессии и устранения оккупации суверенных азербайджанских земель со стороны ВС Армении. 

Поэтому, на фоне продолжающихся попыток Армении заручиться поддержкой третьих сил, таких как ОДКБ, позиция Турции и ее солидарность с Азербайджаном должны рассматриваться исключительно, как стабилизирующий и уравновешивающий фактор в контексте региональной безопасности.

Третье, что касается этих фейковых новостей, как вчера отметил в интервью российскому телевидению президент Азербайджана, мы напрочь отвергаем всякие инсинуации и всякие слухи, неподтвержденные какими-либо документами. То, что вы называете «видео, которое выкладывают в YouTube», вы сами хорошо понимаете, что при нынешних возможностях фотошопов и всяких подделок — это не трудно сделать.

Раз уж вы затронули вопрос с F-16, если вам интересно, я постараюсь аргументированно показать, насколько это вымышленная информация или провокация, чем правда.

Смотрите, как они говорят, турецкий самолет F-16 нарушил госграницу Армении (члена ОДКБ), охраняемую российскими пограничниками, которые оснащены современными средствами раннего оповещения. Турецкий самолет сбивает самолет армянских ВВС, который является частью единой системы военно-воздушных сил стран ОДКБ. После этого турецкий самолет спокойно разворачивается и удаляется на свою территорию. При этом, армавирская радиолокационная станция, которая оснащена двумя радарами «Воронеж», радиус которой достигает больше 4000 км и способна распознать одновременно до 500 объектов, на расстоянии нескольких сот километров от Армавира ничего не заметила. 

Яндекс.Ди

Кроме того, находящийся на вооружении Турции самолет F-16 оснащен специальными ракетами воздух-воздух. Если бы они использовались на территории Армении или сбили бы самолет армянский, остатки ракеты легко могут быть обнаружены в зоне поражения самолета и идентифицированы кем угодно. Вплоть до страны производства. Так что никакого турецкого самолета над территорией Армении не было. Очередная провокация Армении преследует цель вовлечения России в конфликт и столкновения России и Турции на Южном Кавказе. Безусловно, они далеки от мысли о прекращении вооруженной агрессии и сесть за стол нацеленных на результат переговоров без всяких смешных предусловий.

Е. Куроптев: 

Вы согласны с тем, что Турция в данной ситуации, как один из членов Минской группы выступает скажем так в роли гаранта со стороны Азербайджана против другого члена Минской группы Российской Федерации?

Э. Амирбеков: Я бы не говорил о роли гаранта. Я говорил бы о справедливой позиции региональной державы, которая разделяет позицию Азербайджана о недопустимости дальнейшей незаконной оккупации азербайджанских суверенных территорий. Я бы не стал делать каких-то далеко идущих выводов.

Мы безгранично благодарны Турции, ее руководству, народу Турции за эту солидарность, за это братское отношение. Безусловно, мы это высоко ценим. Ту политическую и дипломатическую поддержку, которую нам оказывают. Но никакой речи о военном вмешательстве или участии вооруженных сил Турции здесь речь идти не может, о чем вчера достаточно ясно заявил президент Азербайджана.

Е. Куроптев: Скажите, пожалуйста, в какой-то момент все равно придется говорить о мирных переговорах. Какая дорожная карта может быть, чтобы начать мирные переговоры и, вы упоминали прекращение огня, — что должно случиться, чтобы Азербайджан прекратил огонь и начались переговоры?

Э. Амирбеков: Мы должны быть уверены, что у противной стороны, у республики Армения, есть политическая воля и серьёзное желание прекратить продолжать провокации. Мы должны быть уверены в том, что они выбрали мирное урегулирование путем переговоров. Но не имитации переговоров, а реальных субстантивных переговоров без предварительных условий. На основе выработанной правовой базы, которая уже существует. Под этой правовой базой я подразумеваю устав ООН, Хельсинские принципы и 4 резолюции Совбеза ООН 1993 года: 822, 853, 874, 884, которые заложили основу этой международной правовой базы. Все, что было выработано далее, было выработано на основе этих основополагающих документов.

Е. Куроптев: Более конкретно вы могли бы сказать, чтобы аудитории было понятно, в чем для Азербайджана база переговоров?

Э Амирбеков: Любые переговоры должны иметь конечную цель. Для Азербайджана такая цель – прекращение иностранной оккупации. Все территории Азербайджана, сегодня находящиеся под армянской вооруженной оккупацией, должны быть освобождены. Для этого есть разные методы. В том числе и мирные переговоры. ндекс.Дир

Есть предложения сопредседателей, которые заключатся в поэтапном урегулировании конфликта. Под этим подразумевается то, что все вопросы, которые стоят перед сторонами не могут быть решены сиюминутно. Поэтому, в первую очередь, должны быть рассмотрены вопросы, которые считаются последствиями армянской агрессии, а именно – оккупация. 

Мы должны начать на первом этапе вывод оккупационных армянских войск с территорий – районов вокруг Нагорного Карабаха. Их семь. После этого речь идет о том, чтобы в эти регионы было возвращено изгнанное оттуда исконное азербайджанское население. После – этап восстановления коммуникаций. Налаживание нормальной жизни. Освобождение регионов Нагорного Карабаха, которые до начала конфликта были населены азербайджанцами. Речь идет в первую очередь о городе Шуша.

Это предложения сопредседателей, которые были уже озвучены и в этом нет никакого секрета. Вот это первые этапы, которые нужно пройти, прежде чем мы можем говорить о дальнейших вопросах.

Е. Куроптев: Правильно ли я понимаю, что для того, чтобы сейчас остановить войну, Армения или Минская группа ОБСЕ или еще кто-то, должны дать гарантии начала выполнения вот этого плана по 7 районам?

Э. Амирбеков: Для начала нам нужно, чтобы Армения остановила свою военную агрессию против Азербайджана. Она продолжается, Егор.

Е. Куроптев: Но сейчас же идет наступательная операция Азербайджана.

Э. Амирбеков: Идут боевые действия. Началось все с наступления Армении. Мы начали контрнаступление, которое идет уже несколько дней. Но это не значит, что Армения оставила свои агрессивные планы. Они продолжают сопротивление. Они продолжают осуществлять концепцию, озвученную их министром обороны: Новая война за новые территории. ндекс.Дир

Вот эти все популистские заявления армянского руководства и загнали их в угол, из которого им сейчас трудно выйти. Кто тянул за язык премьера Армении Пашиняна говорить, что Карабах – это Армения. И точка. Ведь его же никто не заставлял. 

Он пришел с другими обещаниями, что он видит в себе силы и возможности внести перелом в переговорный процесс и способствовать нахождению выхода. Потом он начинает говорить о трех народах, для которых решение должно быть приемлемо. О каком народе Карабаха можно вести речь, если Нагорный Карабах оккупирован республикой Армения, а то армянское население, которое составляло до начала конфликта там большинство, оно является всего лишь одной из двух общин Карабаха. Азербайджанская община составляла всего лишь 25%, но тот факт, что оно подверглось этнической чистке, не означает, что оно лишено каких-то прав человека, как и у армян Карабаха. 

Когда он говорит, что решение должно быть приемлемо для трех народов, это популизм или провокация.

Е. Куроптев: Азербайджан заявляет, что Армения оккупирует территории, что идут провокации, но мы видели, что Азербайджан готовился к войне. Интерес биться за эту территорию – тоже у Азербайджана. Почему кто-то должен подумать, что Армения начала эту военную операцию?

Э. Амирбеков: Начнем с первой вашей фразы про то, что Азербайджан считает, что Армения оккупирует. Это не Азербайджан считает, что Армения оккупировала, а весь мир. Я вас отсылаю к трем резолюциям Совета безопасности. Почитайте. Там написано, что Совет безопасности требует немедленный и безусловный вывод армянских ВС в одном случае – из Кельбаджарского района, в другом – из Агдамского района и других районов, которые были позднее оккупированы ВС Армении. Это, что касается вашей реплики о том, что это только наше мнение об оккупации. 

То, что сегодня территория Азербайджана оккупирована – об этом говорит весь мир, кроме Армении.

Что касается второй части вопроса, найдите мне человека, который представляет страну, территории которой находятся под иностранной оккупацией и который не имеет желания ликвидировать последствия этой оккупации и освободить территории. Начнем с Грузии, чтобы не идти далеко.

Второй момент – то, что готовился к конфликту Азербайджан…. Наученные горьким опытом провокаций 2016 года и июльской провокации мы уже знали и предупреждали все международное сообщество, что все это нагнетание обстановки, вся эта серия провокаций, о которых я говорил детально в начале, свидетельствует об одном, что Армения готовится к очередной массированной военной провокации. Если мы это понимаем и предупреждаем об этом весь мир, вполне логично, что мы не сидим сложа руки, а пытаемся довести уровень готовности до такой степени, что если провокация будет иметь место, мы бы смогли на нее достойно ответить.

Что сегодня происходит: когда в воскресенье, в очередной раз, подвергнувшись вероломной атаке со стороны Армении, Азербайджан принял решение, что в этот раз мы не можем сидеть сложа руки. Мы должны дать ответ, который позволит Армении понять бесперспективность военного решения конфликта.

Е. Куроптев: в заключение. Я просил вашего коллегу из Армении обратиться к коллегам в Азербайджане. Я хотел бы и вас попросить обратиться к коллегам в Ереване.

Э. Амирбеков: К коллегам в Армении… Я хотел бы обратиться ко всему армянскому народу: пускай народ задумается, что является в интересах народа, ради его будущего: продолжать быть инструментом в руках политиканов, которые пытаются вести Армению в пропасть или все-таки думать о светлом будущем народа, своих детей, будущем поколении Армении. Мой призыв, чтобы они сняли розовые очки и попытались понять, что без мира с соседями, в том числе с Азербайджаном, у Армении очень блеклые перспективы процветающего будущего. То, о чем Пашинян обещал, прежде чем стать премьер-министрам.

Е. Куроптев: После таких войн вообще возможны нормальные отношения между армянами и азербайджанцами в будущем?

Э. Амирбеков: Я вас отсылаю к тому, что сегодня происходит между Францией и Германией. Конечно, это невозможно через день или два. Но все будет зависеть от политической воли руководителей стран и от того, насколько международная справедливость и право будут восстановлены. Как вы знаете, одним из основных факторов, позволивших Франции и Германии возобновить отношения и довести их до уровня стратегических и союзнических отношений – это полная деоккупация Франции и остальное уже было потом. 

Прежде всего нужно восстановить справедливость. Нужно восстановить мир. Конечно, я считаю, что это возможно. Я не сторонник теорий о несовместимости этнической каких-либо народов. В том числе – армянского и азербайджанского. Я считаю, что у нас был опыт совместного проживания и это можно восстановить при условии, если будет восстановлена справедливость.

Е. Куроптев: Спасибо большое. Это был спецпроект Пограничная ZONA. И мира на Южном Кавказе.

Э. Амирбеков: Благодарю вас за приглашение. Всего доброго