Найти тему

Азербайджан против Нагорного Карабаха и Армении: кто остановит военный кризис на Кавказе? ⚔️

Продолжим в связи с вновь разгоревшейся войной карабахскую тему, и сперва - немного истории. 27 лет назад, осенью 1993 года, после серии военных поражений, спровоцированных неудачными попытками поставить под военный контроль территорию бывшей Нагорно-Карабахской автономной области, азербайджанские формирования перешли в широкомасштабное наступление по всему фронту, от перевала Омар и Мравских гор на севере долины реки Аракс на юге. Несколькими ранее, к власти в республике вернулся её бывший партийный руководитель Гейдар Алиев (отец нынешнего президента), способный, как тогда казалось многим, консолидировать рассыпающуюся республику и привлечь внимание внешних игроков к её географическому положению и к природным ресурсам.

-2

Следует признать, что многоопытному политику это отчасти удалось. В рядах наступающих азербайджанских формирований в изобилии были представлены турецкие и «славянские» наёмники, моджахеды из афганских банд Гульбеддина Хехматияра, иная, мягко говоря, сомнительная публика. Численный и материально-технический перевес над армянскими отрядами самообороны позволил противнику достигнуть некоторых успехов на южном направлении, однако попытка прорыва на севере, в направлении бывшего Кельбаджара, закончилась полным провалом.

Весной 1994 года военные действия удалось остановить благодаря активным посредническим усилиям российской дипломатии. Однако для этого Гейдар Алиев должен был убедиться в невозможности решения карабахского вопроса силовым путём, в безальтернативности политических переговоров и дипломатических усилий, в необходимости компромиссов и взаимных уступок.

Однако шаги по этому пути оказались робкими и непоследовательными, переход власти после смерти отца к его сыну Ильхаму означал, что отныне переговорный процесс будет использоваться в качестве инструмента политико-дипломатического реванша за военные поражения начала 1990-х, а также – как ширма для военных приготовлений. «Позитивные» примеры на этот счёт вроде бы имелись: так, в августе 1995 года хорватские националисты при поддержке американских военных советников за несколько дней разгромили Сербскую Краину, окончательно решив на территории своей страны «сербский вопрос».

Исход сербов из Краины, 1995 год
Исход сербов из Краины, 1995 год

В 2008 году нечто подобное попытался проделать в Южной Осетии Михаил Саакашвили, однако операция «Чистое поле» провалилась по причине российского военного вмешательства, как мы помним, уже тогда поднялась очередная волна о возможности военного пути решения карабахского вопроса в условиях отсутствия общих границ между Арменией и её ключевым военно-политическим союзником – Россией. Попытки российской дипломатии и высшего политического руководства в 2009-2011 гг. привести стороны к некоему компромиссу закончились предсказуемым провалом, ибо уже тогда в Баку сделали ставку на подавляющее военное превосходство, заключив к тому же в 2010 году стратегический альянс с Анкарой. Всё эти годы озвученный Гейдаром Алиевым лозунг «Одна нация – два государства» находил широкое применение на практике – несмотря на его довольно сомнительный характер в исторической ретроспективе.

Очередное крупномасштабное столкновение в регионе выглядело абсолютно неизбежным – к нему вела вся цепочка событий, начиная, по меньшей мере, с августа 2014 года. Здесь напомним лишь об апрельской «четырёхдневной войне» апреля 2016 года, способствовавшей избавлению в Степанакерте и Ереване от многих иллюзий, и о недавних столкновениях на границе Тавуша, открывших дорогу к непосредственному вовлечению в конфликт Турции, лидер которой, одержимый идеями внешнеполитической экспансии и имперского величия, выступает де-факто от имени президента Азербайджана.

-4

В этой связи едва ли приходится удивляться тому, что в Армении и Карабахе, не отказываясь от переговоров, готовились к неизбежности, которая и наступила ранним воскресным утром 27 сентября. Несмотря на колоссальной силы удар практически по всему фронту, отдельные локальные успехи не привели к обрушению эшелонированной системы обороны. Бодрые реляции об «освобождении» ряда поселений в Джебраильском и Физулинском районах азербайджанские и турецкие репортёры не подкрепили какими-либо доказательствами, как и рапорты о последующих «успехах». Всё это, конечно, не отменяет потерь армянской стороны, особенно в ситуации, когда против неё брошены средства из арсенала не только Азербайджана, но и Турции с её достаточно продвинутыми по ряду направлений военными технологиями. Так, 29 сентября в небе над Арменией был взлетевшим из Гянджи турецким истребителем F-16 был поражён самолёт Cу-25 ВВС Армении, оказывавший противодействие атакам противника на Варденисский район. Турецкие воинские подразделения и военная техника были переброшены в Азербайджан под прикрытием недавних военных учений, сменявших одно другое практически весь июль и август. По словам представителя Министерства обороны Армении, F-16 необходимы для обеспечения взаимодействия с другими турецкими системами вооружений, в частности – с ударными беспилотниками Bayraktar и др., несовместимыми с истребителями МиГ-29 ВВС Азербайджана. Указанные самолеты взаимодействуют также с турецкими самолетами радиотехнической связи и управления, действующими из воздушного пространства Турции. «Только ракеты AIM-120 AMRAAM, входящие в состав вооружения F-16, могли поражать цели на дальности до 90-100 км», – подчеркнул Ованисян, добавив, что их пилоты очень опытные, они не входят в воздушное пространство Армении и Арцаха.

Обломки самолёта Су-25 ВВС Армении
Обломки самолёта Су-25 ВВС Армении

Здесь можно вспомнить о событиях начала года в Сирии, где Турция также использовала все подручные средства в противостоянии сирийской арабской армии, пытающейся очистить северо-запад страны от боевиков международных террористических группировок. Только спешный визит Эрдогана в Москву и достижение некоторых промежуточных договорённостей позволили снизить остроту противостояния, впрочем, не мешая туркам наращивать военное присутствие на захваченных территориях арабской республики. Характерно, что именно из оккупированных турками районов северной Сирии (а также, по последним данным, из Ливии) боевики перебрасываются к берегам Каспия, и это – один из многих признаков провала азербайджанского «блицкрига», вне всякого сомнения – долго и тщательно разрабатывавшейся при активном содействии турецких советников военной операции. Другой такой признак – объявленная на Апшероне частичная мобилизация после первоначальных уверений в том, что необходимости в дополнительном наборе военнослужащих нет.

Несмотря на высказываемую лидерами многих государств и международных организаций (начиная с ООН) озабоченность, пока не видно силы, способной остановить эскалацию насилия до тех пор, пока Баку при поддержке Анкары будет иметь возможность бросать в бой всё новые силы. Экономическая ситуация в Азербайджане далека от идеала, а громогласные заявления о едва ли не «сильнейшей в регионе» армии, способной за два часа дойти до Еревана, не предполагают альтернатив войне до победного конца.

Но и армянам отступать больше некуда.

-6

Делитесь комментариями, ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал!