Найти тему
Андрей Сурков

Иж Юпитер-5 – самый лучший советский мотоцикл по ряду параметров

Советские мотоциклы скоро останутся только в легендах, разве что Урал будет продолжать свои колясочники, стоящие, как бюджетный автомобиль. Вот только фирма, выпускающая мотоциклы Урал, давно уже работает на экспорт, большинство мотоциклов идут в США, да и сами мотоциклы частично собираются из импортных комплектующих, там как минимум 30 процентов импортных комплектующих.

Но сейчас советских мотоциклов ещё достаточно много продаётся, да и в деревнях и посёлках старая мототехника, выпущенная ещё при Союзе, до сих пор популярна, хотя китайских мотоциклов и мопедов уже в разы больше.

Сегодня я расскажу вам об одном из самых популярных советских мотоциклов – Иж Юпитер-5. Кстати говоря, эту модель можно назвать не только советской, но и Российской, так как мотоцикл Иж Юпитер-5 выпускался до 2008 года.

Появился Иж Юпитер-5 в 1985 году, сменив на конвейере модель предыдущего поколения – Иж Юпитер-4. Отличается главным образом модель Юпитер от модели Планета, выпускаемом параллельно, своим двигателем – у Планеты двигатель одноцилиндровый, у Юпитера двигатель двухцилиндровый.

-2

Кстати говоря, можно на Планету установить двигатель от Юпитера и наоборот, но это так, от безысходности, как говорится.

При разработке модели Юпитер-5, было решено, не мудрствуя лукаво, взять Юпитер-4, и исправить все косяки, на которые жаловались владельцы этих мотоциклов. А на что жаловались владельцы Юпитер-4? Если мне память не изменяет (эх, давно это было как), то у Юпитера-4 самыми главными косяками были проблемы с электрикой и расход топлива тоже был каким-то не сильно скромным.

Сам по себе, Иж Юпитер-5 – это классический мотоцикл, как сейчас принято говорить, в советское время он назывался универсальным. Справиться с ненадёжностью электрооборудования у создателей Иж Юпитер-5 как-то не получилось, а вот снизить аппетит нового двигателя у них получилось.

-3

Новый двигатель был дефорсирован с 28 до 24 лошадиных сил, и перенастроен на тягу на низах, за счёт возросшего крутящего момента. Просто в 1985 году стало ясно, что мотоциклы Иж пользуются спросом на селе в основном, в городах семейные люди предпочитали автомобили, а молодёжь городская покупала Явы и Чезеты. А зачем на селе скоростные характеристики, если там дорог нормальных отродясь не имелось? А вот тяга на низах никогда лишней не будет!

Иж Юпитер-5 был более комфортным для передвижения, чем Иж Планета-5. При езде на Юпитере было значительно меньше вибраций, всё благодаря двухцилиндровому двигателю. Но при этом Юпитер-5 не терпел к себе наплевательского отношения. У всяких пофигистов Иж Юпитер периодически барахлил, цилиндры работали неравномерно.

Но в руках у человека рукастого, Юпитер-5 был лучше Планеты. Один процесс заводки Юпитера-5 чего стоит – мотоцикл можно было завести, даже сидя на нём верхом. А вот заводя так Планету-5, можно было получить конкретный такой пинок по ступне или лодыжке.

-4

А это модификация с жидкостным охлаждением

Вес мотоцикла Иж Юпитер-5 составляет 160 кг, так что пацаны лет 16-18 могли и не справиться с таким тяжёлым мотоциклом. Хотя на селе на таких мотоциклах некоторые и в 14 лет ездили, деревенские пацаны в Советском Союзе были здоровыми и крепкими.

Двигатель Иж Юпитер-5 двухцилиндровый с рабочим объёмом 347 кубических сантиметров. Двигатель двухтактный, если кто забыл, это значит, что бензин нужно мешать с маслом прямо в баке. Двигатель воздушного охлаждения.

Мотоцикл Иж Юпитер-5 одиночка, то есть без коляски, может утянуть 145 кг. Но это только официально, а так на селе на Ижаке легко и втроём умещались, и двух мужиков за сто кг Юпитер-5 легко тянул, только не стоило тогда скакать по кочкарям и ямкам, иначе амортизаторы летели.

Конструктивно, мотоцикл Иж Юпитер-5 был куда более современным и технологичным, чем Уралы и Днепры тех же лет выпуска. Юпитер-5 легко уделывал на трассе любой советский оппозит, причём как с места, так и по максимальной скорости.

-5

Вот только надёжность советских оппозитов повыше, да и с четырёхтактными двигателями возни меньше, да и более ресурсные они. А что жрал оппозит литров по 10 бензина, тогда как Иж Юпитер -5 всего 5 литров, так всё это лечится установкой нормального карбюратора (одного!). Тогда расход у оппозита становится литров 6, не более того. Но это уже совсем другая история, как говорится.

Сейчас купить мотоцикл Иж Юпитер-5 не сложно, стоить он будет от 15 000 рублей и до 75 000 рублей, примерно. Вот только запчасти производства СССР сейчас найти трудно, да и часто дорого, а ставить китайский пластилин – это так себе ремонт.