Найти тему

БЕСѢДА. XXII. О строительствѣ земли русской.

О вѣрѣ, какъ основѣ русскаго народнаго быта.

Въ настоящіе тревожные дни, когда вокругъ насъ все громче и громче раздаются голоса разныхъ инородцевъ, горячо ратующихъ за свои племенныя права и нужды, когда со всѣхъ сторонъ слышится проповѣдь ложныхъ ученій, направленныхъ противъ основныхъ устоевъ именно русской народной жизни; когда, наконецъ, враги русскаго государства работаютъ среди насъ на погибель нашего отечества, намъ-то, кореннымъ русскимъ людямъ, не слѣдъ молчать и бездѣйствовать. Необходимо и намъ крѣпко стоять за свои исконныя вѣрованія и нужды.

Вотъ почему,— какъ это было указано въ первой нашей бесѣдѣ,— каждому русскому человѣку особенно важно теперь же разобраться въ мысляхъ и выяснить себѣ: во что онъ вѣруетъ; каковы его насущныя нужды; кѣмъ, въ какой мѣрѣ и какими законными, согласными съ долгомъ и совѣстью, способами нужды эти могутъ быть удовлетворены; за что вообще, за какой государственный укладъ, онъ, русскій человѣкъ, готовъ стоять до послѣднихъ силъ, когда это будетъ нужно.

Только сознательно отвѣтивъ себѣ на эти вопросы, только придя, по мѣрѣ силъ, къ общему соглашенію относительно основныхъ началъ нашего государственнаго строя и глубоко проникнувшись ими, возможно будетъ намъ, русскимъ людямъ, объединиться, опознать своихъ друзей и недруговъ и дать отпоръ всему враждебному и чуждому вѣковымъ исторически сложившимся устоямъ русской жизни.

Сила въ единеніи. И сила эта крайне необходима въ настоящую годину смуты, какъ для защиты нуждъ и вѣрованій самого русскаго люда отъ чужеродцевъ и иновѣрцевъ, такъ и для великаго Государева дѣла управленія необъятной русской землей съ ея иноплеменными окраинами. Только опираясь на преданный и сплоченный едиными вѣрованіями народъ Свой, можетъ и Самодержавный Государь нашъ остановить внутреннюю смуту и побѣдоносно справиться съ внѣшнимъ врагомъ.

Во что же вѣруетъ и за что искони стоитъ русскій народъ?

Русскій человѣкъ,— какимъ онъ является намъ во всю многовѣковую исторію нашего Государства и какимъ, мы твердо убѣждены, онъ остался въ громадномъ большинствѣ и теперь,— сынъ ли онъ простолюдина-земледѣльца, принадлежитъ ли къ той части дворянства, духовенства, купечества, мѣщанства или служилыхъ людей, которая еще не порвала связи съ общерусскими устоями, все равно, русскій человѣкъ прежде всего человѣкъ вѣрующій, христіанинъ. Отсюда ясно, почему земледѣльцы, составляющіе большую часть населенія Государства и поднесь не знаютъ другого имени, кромѣ имени крестьянина, т. е. христіанина.

Отношеніе русскаго человѣка къ Богу, иными словами — его вѣра, не составляетъ, однако, какой-то обособленной области внутренняго его міра, заключенной въ тайникахъ его души и личной совѣсти, мало проявляясь во внѣ, т. е. въ общественной и государственной жизни, какъ это бываетъ у людей, хотя и вѣрующихъ, но оторванныхъ отъ общаго склада народной жизни, какъ напримѣръ, у иноземцевъ.

Нѣтъ, вѣра русскаго человѣка срослась съ его общественными и государственными воззрѣніями; она проявляется во всемъ укладѣ его понятій, какъ въ привычкахъ повседневной жизни, такъ и въ отношеніяхъ его къ другимъ людямъ, къ міру, къ Государству, однимъ словомъ, проявляется во, всѣхъ условіяхъ его быта.

Съ молитвой, осѣня себя крестнымъ знаменемъ а нерѣдко и съ земными поклонами, начинаетъ крестьянинъ свой сельскій смиренный трудъ, призывая на него благословеніе Божіе; памятуя о страшномъ судилищѣ Божіемъ, ведетъ свою торговлю честный купецъ; съ вѣрой въ Бога борется за правду общественный дѣятель; твердо стоитъ за справедливость незнающій другого страха, кромѣ страха Божія, судья; съ именемъ Божіимъ на устахъ отдаетъ свою жизнь за родину и братьевъ русскій воинъ. Всечасно и неустанно призываетъ имя Божіе отшельникъ въ своемъ уединеніи и проповѣдникъ на подвигѣ проповѣди. Наконецъ, Самъ нашъ Самодержавный Государь не иначе приступаетъ къ каждому новому дѣлу своего правленія, какъ призвавъ себѣ на помощь благословеніе Божіе. „Осѣни себя крестнымъ знаменемъ, русскій народъ",— говорилъ въ своемъ манифестѣ 19 февраля 1861 г. незабвенный Дѣдъ нашего Государя, Царь-Освободитель Александръ Николаевичъ, призывая бывшее крѣпостное населеніе Россіи къ новой свободной жизни и свободному труду. Съ такимъ же упованіемъ на промыселъ Божій и въ такомъ же единеніи вѣры съ русскимъ народомъ обращается ко всѣмъ намъ и нынѣ Царствующій Государь Николай Александровичъ, возвѣщая въ Манифестѣ Своемъ, отъ 18 февраля сего года, вмѣстѣ съ предстоящимъ обновленіемъ нашего государственнаго строя и державную волю Свою непоколебимо сохранить коренныя вѣками выработанныя его основы.

И такъ, вѣра является первой важнѣйшей основой жизни истинно русскаго человѣка, и уставы церкви въ значительной степени служатъ поэтому и уставами этой жизни. Вѣритъ русскій человѣкъ, что за правое дѣло стоитъ Господь, а за неправое рано или поздно взыщется сторицею. Вѣритъ онъ, что всякая власть отъ Бога, а потому законъ, исходящій отъ Царя, слѣдуетъ чтить и строго ему повиноваться. Вся жизнь, весь бытъ, всѣ упованія его связаны съ вѣрой, и безъ вѣры самая жизнь кажется для него невозможной. «Безъ Бога ни до порога»,— говоритъ народъ. На основахъ вѣры стремится онъ построить какъ свою личную, такъ и общественную жизнь, свои отношенія къ власти и только на началахъ вѣры мыслитъ онъ о государственномъ строительствѣ, провѣряя вѣрою свои убѣжденія и въ велѣніяхъ ея почерпая знаніе жизненной правды.

Конечно, говоря о великомъ значеніи религіи въ жизни нашего народа, мы не думаемъ утверждать, что жизнь эта всегда слагалась и текла согласно ея требованіямъ. Въ русской народной жизни, хотя и основанной на вѣрѣ, всегда было много,— охъ!— какъ много, грѣха и отступленій отъ указаннаго христіанскимъ ученіемъ пути.

Не со вчерашняго дня озарила Русь христіанская вѣра и недаромъ жила она въ ней многія сотни лѣтъ. Оставила она въ памяти народной живые слѣды святыхъ подвиговъ отдѣльныхъ угодниковъ Божіихъ. Много внесено вѣрой просвѣтительныхъ началъ въ общежитіе, бытъ и нравы, но еще много требуется и предстоитъ благодатной работы въ русской жизни, пока можно будетъ назвать ее вполнѣ христіанской.

Большинство русскихъ людей, однако, будь то праведный радѣтель объ общественныхъ нуждахъ, или даже преступникъ, попавшій въ тюрьму, всѣ равно признаютъ границы грѣха и правды, согласно ученію Церкви Христовой, и въ этомъ ихъ великое отличіе отъ людей, утерявшихъ устои вѣры, спутавшихъ понятія о добрѣ и злѣ и отдавшихся шатанію мысли.

По всему необъятному пространству земли русской стоятъ великіе свидѣтели народной вѣры. Это — святыни русскаго народа, къ которымъ ежегодно тянутся тысячи русскихъ паломниковъ: Кіевъ, Москва, Троицкая Лавра, Соловки, Черниговъ, Саровъ. А по селамъ ближнимъ и дальнимъ высятся надъ бѣдными и убогими избами и хатами крестьянъ богатые, украшенные заботами народа храмы — радость и утѣшеніе вѣрующаго населенія.

Свѣточъ вѣры, по милосердію Божію, доступенъ самымъ смиреннымъ людямъ. Каждый христіанинъ, лишенный почему-либо возможности получить научныя знанія, столь необходимыя въ жизни, все же можетъ идти вѣрнымъ путемъ и вѣрно разбираться въ своихъ поступкахъ, если повинуется велѣніямъ ученія Христова. Взгляды вѣрующаго крестьянина, не смотря на недостатокъ у него знаній, малое умственное его развитіе, часто бываютъ поэтому неизмѣримо болѣе вѣрны, чѣмъ понятія иного городского жителя, по виду и рѣчи болѣе его развитого, бываютъ болѣе глубоки, чѣмъ взгляды фабричнаго, набравшагося новыхъ словъ среди образованныхъ людей, но отбившагося отъ деревни и исконныхъ ея вѣрованій. Часто воззрѣнія вѣрующаго крестьянина правильнѣе и взглядовъ людей, такъ называемыхъ, интеллигентныхъ, нахватавшихся чужихъ мыслей и плохоусвоенныхъ знаній и въ то же время утерявшихъ устои мысли, основанные на вѣрѣ Христовой. Такіе люди, владѣющіе полузнаніемъ, полуобразованіемъ, не только сами часто не идутъ по вѣрному пути, но и другихъ сбиваютъ далеко отъ него — во тьму кромѣшную.

Знаніе великое благо. Оно вноситъ свѣтъ въ жизнь человѣка, учитъ его многимъ полезнымъ вещамъ, но само по себѣ не ведетъ еще къ правдѣ и любви. Что въ томъ, что люди знаютъ многія науки и говорятъ на многихъ языкахъ, когда сердце ихъ лживо и мертво для ближняго, когда въ нихъ нѣтъ страха Божія. Вся мудрость вѣка не можетъ сдѣлать лживаго человѣка правдивымъ, не можетъ злому дать чувство любви, такъ какъ Единый Богъ есть истина и любовь: безъ Него нѣтъ правды и не можетъ быть братскаго общенія между Его дѣтьми.

Съ полнымъ довѣріемъ можно поэтому положиться на человѣка, хотя и мало развитого и бѣднаго знаніемъ, если это человѣкъ, крѣпко вѣрующій, свято чтущій завѣты Церкви, если онъ воспитанъ хотя въ простотѣ, но домовитъ и степененъ.

Напротивъ того, отказавшійся отъ вѣры Христовой является отщепенцемъ среди русской народной жизни, врагомъ всего ея строя. Онъ не можетъ заслуживать довѣрія; отъ него немыслимо ждать какой-либо пользы обществу и родинѣ.

Простой, малоразвитой русскій народъ, который часто называютъ темнымъ,— народъ, живущій по вѣрѣ, уже много разъ, въ тяжкія для Русскаго Государства минуты, доказывалъ свое вѣрное пониманіе нуждъ отечества, твердо стоялъ за его цѣльность, честь и славу и мужественно шелъ на ихъ защиту.

И сейчасъ мы не сомнѣваемся въ томъ, что вновь услышимъ его могучій голосъ, а голосъ вѣрующаго народа — голосъ Божій.

Александръ Шимоновъ.

[Сельскій Вѣстникъ, 1905, № 51, стр.2-3]

Подписаться на канал Новости из царской России

Оглавление статей канала "Новости из царской России"

YouTube "Новости из царской России"

Обсудить в групповом чате

News from ancient Russia

Персональная история русскоязычного мира