Найти тему
ЛАВТОexplore

Путешествие сквозь время. Железнодорожный транспорт.

Доброго времени суток, дорогой читатель! В этот раз я хочу рассказать вам о железнодорожном транспорте, начиная свою историю от первого появления паровой машины до передовых локомотивов современности, рассказать про мировых лидеров железнодорожных (Ж/Д) перевозок, затронуть тему рынка Ж/Д перевозок в России.

Эволюция локомотивной тяги ж/д транспорта на протяжении 100 лет.
Эволюция локомотивной тяги ж/д транспорта на протяжении 100 лет.

Железнодорожный транспорт — это ещё один вид транспорта, наряду с автомобильным, ещё один важнейший элемент мировой транспортной системы. Он имеет ряд своих особенностей и недостатков.

Преимущества:

  • Высокая эффективность при использовании подвижного состава Ж/Д транспорта на дальние расстояния;
  • Перевозка Ж/Д транспортом обходится относительно дешевле, чем перевозки автомобильным транспортом;
  • Возможность доставки «от двери к двери» за счёт строительства Ж/Д веток и подъездных путей предприятий;
  • Высокая провозная способность транспорта;
  • Независимость от природно-климатических факторов;
  • Возможность перевозить большие объемы массовых грузов в короткие сроки.

Недостатки:

  • Высокие затраты на строительство и обслуживание железной дороги;
  • Высокие затраты на эксплуатацию и содержание инфраструктуры и подвижного состава Ж/Д транспорта;
  • Возможность доставки «от двери к двери» есть только у крупных предприятий с большим объемом производимой и отгружаемой продукции, которые способны позволить себе дорогостоящее строительство и содержание железнодорожных веток, подъездных путей и их окупаемость;
  • Сложный процесс организации перевозок на начальном этапе, требующий автоматизации процессов.

Железнодорожный транспорт осуществляет перемещение грузов так же, как и автомобильный, наземным способом. Основное отличие железнодорожного транспорта в том, что грузы и пассажиры перемещаются с помощью локомотивов, которые направляются по путям. Путь обычно состоит из железных рельс уложенных на шпалы и минеральный сыпучий материал, в качестве которого чаще всего используется щебень, а локомотивы от лат. loco «с места» + motivus, «сдвигающий» — самоходный рельсовый экипаж, предназначенный для тяги несамоходных вагонов, приводящийся в движение с помощью тяговых электродвигателей, которые в свою очередь питаются либо от электросети, либо от электричества, вырабатываемого дизельным двигателем внутреннего сгорания. Локомотивы, питающиеся от электросети, называются электровозами, а локомотивы, питающиеся от дизельного ДВС называются тепловозами.

Грузовая ж/д станция России
Грузовая ж/д станция России

Локомотивы не всегда работали от жидкого углеводородного топлива или электричества! Всего 219 лет назад в 1801 году первый в мире построенный локомотив работал при помощи паровой установки, тем и получил свое название паровоз. Паровоз был создан британским изобретателем Ричардом Тревитиком и в начале своем создания мало, чем отличался от паровой телеги Кюньо́, передвигаясь без железной дороги. Первые модели паровоза были очень тяжёлыми и своим весом продавливали полотно проезжей части, собственно поэтому и начала строится железная дорога, но и ее первые паровые локомотивы ломали, так как при строительстве рельс использовался чугун, который является достаточно хрупким материалом для таких нагрузок.

Первый в мире паровоз - "пыхтящий дьявол"
Первый в мире паровоз - "пыхтящий дьявол"

Тем не менее поезда показывали хороший результат для тех времён, так, например, успехом считалось перевезти 10 тонн железа, 5 вагонов и 70 человек на дистанцию в 16 км за 4 часа со средней скоростью 8 км/ч. Позднее Тревитик конечно же облегчил конструкцию поезда тем самым увеличив его скорость, но судьба была к нему не благосклонна, не получив поддержки от инвесторов Тревитик быстро разорился и больше не смог изобретать и конструировать. Некоторое время спустя, поскитавшись по миру, Тревитик умер в полной нищете.

Ричард Тревитик
Ричард Тревитик

После финансового краха первоизобретателя, на сцену паровозостроения выходят другие инженеры, которые на протяжении двухсот лет небольшими вкладами усовершенствуют эту транспортную отрасль двигая ее вперёд. Прокладывались новые маршруты, локомотивы становились все мощнее и быстрее, задавая высокие стандарты перевозок, которые не могли уже потянуть паровозы, поэтому в середине ХХ века их сняли с производства и прекратили эксплуатацию. Началась новая эра, в которой паровозы остались музейными экспонатами, используемыми лишь на туристических маршрутах. Ярким примером такого маршрута является 14 километровая дорога между Дрезденом и Морицбургом.

Современный музей с несовременными локомотивами
Современный музей с несовременными локомотивами

Современный пассажирский железнодорожный транспорт способен за час доставить пассажира из пункта А в пункт Б на расстояние около 200 км, но и это не максимальная скорость перевозки пассажиров, так например в Китае циркулирует поезд Shanghai Maglev, который на отдельных участках своего маршрута достигает скорости в 430 км/ч, такая скорость достигается благодаря отсутствию контакта между рельсами и колёсной парой поезда, электромагнитное поле, создаваемое мощными магнитами, позволяет поезду «левитировать» над путями.

Грузовые поезда тоже не остались в стороне. Скорость сообщения грузового железнодорожного транспорта меньше пассажирского, связанно это с ограниченными пропускными способностями железной дороги, так как предпочтение в первоочередном проезде всегда отдается пассажирским поездам, которые передвигаются по графику, поэтому грузовые поезда длиннее, они должны в свой «коридор» перевезти максимальное количество грузов.

Рекордсменом по длине составов Ж/Д транспорта является Австралия, поезда компании BHP Billiton имеют протяженность в 7,3 км, состоят из 682 вагонов и способны перевозить 82 тыс. тонн груза.

Самый современный пассажирский и грузовой поезд
Самый современный пассажирский и грузовой поезд

В Российской Федерации такие длинные составы попросту не возможны, так как они ограничены шириной рельсовой колеи, напряжением постоянного тока в сети, недостаточной тянущей силы, условиями рельефа местности (подъемы, спуски, крутые повороты, непроходимые леса вдоль маршрутов). Средняя длина грузового железнодорожного поезда в России составляет 0,8-1 км. Данные ограничения не помешали достичь российским железным дорогам лидирующих позиций в мировом рейтинге. Компания ОАО «РЖД» занимает второе место в своем роде мировом интегральном рейтинге составленного из ряда показателей таких как протяженность сети, парк локомотивов, выручка с поправкой на паритет покупательной способности, грузооборот, пассажирооборот, численность персонала. Лидером же в ряде вышеуказанных показателей и в мировом рейтинге в целом является государственная компания 中國鐵路總公司 (КЖД - китайские железные дороги). Главный офис организации находится в Пекине, Китай, годовой оборот составляет около 104 млрд. евро (если переводить в евро), для сравнения: в РЖД годовой оборот на уровне в 32 млрд. евро.

Подвижной состав китайских железных дорог
Подвижной состав китайских железных дорог

Другие показатели отечественной компании, которые вывели ОАО «РЖД» в мировые лидеры приведены ниже:

Среднегодовой объем перевозимого груза – 1 279 342 тыс. тонн.;
Среднее расстояние – 2003 км;
Среднегодовой грузооборот – 2 563 025 тыс. т-км;
Средняя расценка за 1 км составляет – 53 руб.;
Средняя зарплата машиниста равна – 50-70 тыс. рублей.;

Стоит отметить, что в РФ, как и в других странах есть ряд основных отличительных особенностей рынка Ж/Д перевозок. Рынок грузовых Ж/Д перевозок принято делить на три составляющих: рынок вагонов, рынок инфраструктуры и рынок локомотивной тяги. В России не существует рынков инфраструктуры и локомотивной тяги – железнодорожные пути, сортировочные станции, депо, тяговые подстанции, а также магистральные локомотивы находятся в собственности и ведении ОАО «РЖД». Парк вагонов, находящихся в собственности РЖД и его дочерних и зависимых обществ упал до 19%, остальной парк т.е. 81% принадлежит операторам, не аффилированным с монополистом. Большая часть этих независимых операторов на сегодняшний день объединена в различные ассоциации, крупнейшей из которых является «Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава» (СОЖТ). В СОЖТ входит 33 оператора, которым принадлежит около 70% парка вагонов России. Остальные это мелкие перевозчики.

Подвижной состав российских железных дорог
Подвижной состав российских железных дорог

В эпоху скоростных самолётов, большегрузных кораблей и общедоступных автомобилей железнодорожный транспорт сочетая все эти особенности, а также обладая рядом своих преимуществ – продолжает занимать свою конкурирующую позицию, а где-то и притеснять другие виды транспорта! Зачем платить дороже за билет на самолёт, если поезд перевезет вас за то же время? Кто знает к чему это приведет? Спасибо, что дочитали до конца, обязательно прочитайте мою статью про автомобильный транспорт и помните, что машинист поезда и сам толком не смог объяснить, как он оказался на Анне Карениной...