<em>Хотела было продолжить свое сочинение на тему первой турвылазки посткарантинного периода в Ярославль, случившейся в первые выходные этого июля. Но поняла, что не умещаюсь в рамки одного рассказа, ага, фоток много :)). А если серьезно Вот начинаешь прикидывать как и о чем повествовать, оказывается, о некоторых посещенных достопримах так просто вскользь упомянуть и не получается, хочется чуть больше рассказать и показать.
Пойдемте посмотрим, какая красота на том берегу прячетсяФото из интернета
Храмовый комплекс в Коровницкой слободе Ярославля церковь Иоанна Златоуста, церковь Владимирской Богоматери, колокольня, Святые Врата место очень красивое и является ярким примером ярославского церковного зодчества, дошедшего наперекор всем перипетиям XX века до наших дней.
История большинства храмов нашей страны схожа: в 30-х годах прошлого столетия прекращение богослужений, потом уничтожение либо, если повезет (если так можно выразиться) перепрофилирование под мастерскую или склад. Вот и эти церкви служили долгие годы складскими помещениями. В 1992 году комплекс был передан Русской Старообрядческой Церкви.Фото из интернета. Из собрания С. М. Прокудина-Горского 1911 год
Почему слобода называется Коровницкой, доподлинно неизвестно. Каких-либо сведений о массовом разведении коров, как средстве заработка, не сохранилось. Иногда в источниках называется рыбачья слобода, что, собственно, объяснимо своим прибрежным расположением неподалеку от места слияния реки Которосли и Волги.
<em>В настоящее время Коровники у местных жителей имеет дурную славу из-за расположенного здесь СИЗО, который, в свою очередь, тоже является частью истории города. Первые корпуса тюремного замка начали строиться в 1800 году. Краткую историческую справку можно найти в сети, если интересно, вот здесь поподробнее. Признаться, об этом соседстве узнала лишь сейчас, когда стала изучать про храмы в Коровниках. А в нашей памяти Коровники запечатлелись как уголок, деревенского вида. Пляж, расплавленные на солнце обыватели</em>
<em>Утята и ребята :))</em>
З<em>най о наличии рядом тюремной истории, возможно и прогулялись бы чуть-чуть по Портовой улице. Но в тот момент планы у нас были другие: сначала церкви, потом очень удачно подвернувшийся рядышком пляж. Ну, как пляж Пляж среднерусского пошиба. Не моря, конечно, но очень даже ничего в жаркую погоду. И не будем морщить носики, давно ли по заморским курортам шляться начали :))</em>
Освежились? Вернемся к начальной теме.
Каждая прилична слобода того времени (XVII XVIII века) должна была иметь собственную церковь. И чтоб не хуже, чем у других, а желательно лучше. Вот и в Коровниках в 1654 году появился летний неотапливаемый храм Иоанна Златоуста, построенный на средства богатых посадских людей Ивана и Федора Неждановских.
Первоначально храм не был таким роскошным обычный пятиглавый храм с открытыми галереями. Значительно позже (в 1680-х гг.), согласно модным веяниям, так сказать, в архитектуре того времени, здание постепенно усовершенствовалось, галереи заложили,
появились узорчатые крылечки,
кружевные наличники и оригинальные украшения изразцами.
А ярославские изразцы выделяются специалистами в отдельную ветвь керамического искусства.
Согласно сохранившемуся старому плану города, к концу XVIII века в Ярославле было 19 керамических заводов, 18 из которых находились в Коровницкой слободе.
1 из 2
Загляните в мой отзыв про церковь Иоанна Предтечи, строившуюся с 1671 по 1687 годы, сравните картинки. Иногда храмы Иоанна Златоуста и Иоанна Предтечи даже путают. И немудрено. Но Предтечинский, все-таки, покучерявее будет, понаряднее.Храм Иоанна Предтечи в Толчково
Храм Иоанна Златоуста доводился до ума несколько десятилетий. Основные усилия направлялись на то, чтобы особенно хорошо его красота и великолепие были видны издалека, с проходящих по Волге судов.Фото из интернета
В 1669 году рядом был выстроен зимний храм Владимирской иконы Божией Матери.
По формам и размерам здание повторяет Златоустинскую церковь. Но этот собор в своем обличие значительно скромнее и строже. Простотой и величием он подчеркивает пышность и нарядность храма Иоанна Златоуста, но совершенно не выглядит простачком.
Церковь ныне действующая. Мы не стали заходить внутрь, как-то уже церковный перебор на тот момент случился, и душевного желания не возникло.
Колокольня была построена как раз в период украшения храма Иоанна Златоуста в 1680-х гг. одна на два храма. Она равноудалена от обоих и, как бы связывает все в единое целое.
За свое изящество и стройность колокольню прозвали ярославской свечой. На некоторых картах именно так и обозначается.
<em>Официально на колокольню подняться нельзя, но за небольшое вознаграждение и при должном расположении духа у местного работника, оказывается, можно. Мы просились у этого дяденьки подняться наверх, но нет. Видимо, мы стали одними из первых просящих после многомесячного простоя, пока боязно, непонятно что и как А вот нашим знакомым через неделю повезло больше, уже удалось уговорить.</em>
Завершающей деталью ансамбля, и, действительно, связывающей два храма воедино, стали Святые Врата. Построены они были на границе XVII и XVIII веков.
Вот такой интересный, уникальный храмовый комплекс сохранился в Ярославле.
Место расположения, конечно, не самое популярное у туристов. Да и местные жители не особо жалуют этот район. Но, тем не менее, наравне с храмом Усекновения главы Иоанна Предтечи в Толчково церкви Иоанна Златоуста и Владимирской иконы Божией Матери в Коровниках являются яркими образцами русского, и именно, ярославского зодчества, дошедшими до наших дней.
Говорят, их удаленное расположение от центральных районов города и позволило сохраниться в практически первозданном виде, без каких-либо перестроек и переделок. Как говорится, не на глазах у главенствующих особ были
<em>Пока искала и списывала информацию в сети, наткнулась на замечательный сайт о Ярославле Очень может быть полезен и при подготовке к поездке, да и при идентификации уже привезенных фото тоже пригодится.</em>
А, в целом, про наши ярославские погулялки в рассказе "Когда дома не сидится. Ярославль"