Найти тему
На родимой стороне

Оценка оборудования тральщиков 12700 "Александрит".

30.09.2020, была опубликована новость о том, что на Средне-Невском Судостроительном заводе, спущен на воду очередной корабль противоминной обороны проекта 12700 "Георгий Курбатов".

Спуск на воду тральщика проекта 12700 "Георгий Курбатов" Яндекс Картинки
Спуск на воду тральщика проекта 12700 "Георгий Курбатов" Яндекс Картинки

На сегодняшний момент, от кораблей уже находящихся в строю, до тех которые еще на бумаге, серия составляет 12 кораблей.

Темой статьи я выбрал описание характерных особенностей оборудования предназначенного для минной борьбы.

Проект, 12700 "Александрит", разработан ЦКМ "Алмаз"и призван стать новым поколением кораблей противоминной обороны ближней морской зоны. Тема для нашего флота не то что актуальная, она нужна как воздух. Ведь без этих трудяг, флоту не выйти в океан.

Хотелось бы сразу отметить следующее. Когда стал изучать особенности проекта, в медийной сфере упор делается на инновационность корпуса, что мол везде пройдёт и все мины соберёт. А вопрос технологического наполнения проекта, его доработка до мировых стандартов, до конца непонятна.

Пример современной системы траления с помощью неконтактных тралов, БЭК и СПА. Яндекс Картинки
Пример современной системы траления с помощью неконтактных тралов, БЭК и СПА. Яндекс Картинки

В одной из статей на "Военном обозрении", вышедшей 29 апреля 2019 года. Автор выступает с критикой проекта, которая направлена в основной своей части, именно к его наполнению силами и средствами противоминной борьбы.

Сразу отмечу, что автор критической статьи не ставил своей задачей разгромить проект, но дал оценку его пригодности.

Основными проблемными зонами, в статье, отмечены:

• размещения БЭК искателей и носителей неконтактных тралов;

• увеличения количества ТНПА ПМО (и обеспечения их прикрытия полями неконтактных тралов);

• обеспечения решения многоцелевых задач (ПВО, ППДО, ПКО ,ПЛО);

• размещения штатной группы водолазов-минеров с барокамерой;

• обеспечения высокой взрывостойкости.

Разберем подробнее первый пункт!

Французские БЭК  Inspektor2 Яндекс Картинки
Французские БЭК Inspektor2 Яндекс Картинки

Размещение БЭК искателей и носителей неконтактных тралов. БЭК- это Безэкипажный катер, на котором устанавливается оборудование по поиску заминированных районов и автоматические аппараты, имеющие функцию обнаружения заминированных участков за счет создания физических полей, сравнимых с теми, которые оставляют корабли. На проекте 12700, изначально было закуплено 3 комплекта с БЭК из Франции. Видимо на период сильной дружбы в 2008 году, наши решили поддержать друзей. И судя по разбору системы и последующему отказу от неё, вариант на рынке был не из самых передовых.

ТНПА SEASCAN Яндекс Картинки
ТНПА SEASCAN Яндекс Картинки

Вполне согласен с автором, уж если покупаете зарубежное, то покупайте качество, а не любовь за деньги.

Фирма изготовитель ECA, а название комплекса DIAMAND с БЭК Inspektor2 и дистанционными подводными аппаратами ТНПА SeaScan. Отмечается из недостатков низкая скорость БЭК, неустойчивая работа при минусовых температурах и в заросшем водорослями грунте.

БЭК "Сканда" Яндкас Картинки
БЭК "Сканда" Яндкас Картинки

На смену иностранным системам пришел отечественный проект, БЭК "Сканда" с аппаратами (НПА) «Александрит-ИСПУМ-Э». Изначально корабли и должны были оборудоваться этими комплексами, но как часто бывает, оборудование опоздало на несколько лет. Из минусов отмечается, что отечественный БЭК не имеет рубки и свободной кормы, для оптимального размещения оборудования. А так же, как я понял не снабжен неконтактным тралом, что снижает живучесть, даже с учетом повышенной быстроходности. Что же касается (НПА) «Александрит-ИСПУМ-Э», разработка его завершена. Так же отмечено , в одной из статей, что по итогам разработки отечественного комплекса и в сравнении его с DIAMAND, будут проведены доработки, по усовершенствованию аппаратуры.

 (НПА) «Александрит-ИСПУМ-Э» Яндекс Картинки
(НПА) «Александрит-ИСПУМ-Э» Яндекс Картинки

На данный момент обе системы будут друг-друга дополнять. Я конечно за то ,чтобы брать всё лучшее, но если на мировом рынке систему французов, не считают передовой, то может стоит взять опыт из других стран. Ведь тот же самый ИСПУМ-Э, корни свои ведёт из Швеции, а они тоже собаку на этом съели.

Резюмирую можно сделать вывод, что как наш, так и французский проекты не лишены недостатков. Это косвенно признают и специалисты, приняв решение использовать оба комплекта оборудования. Радует то, что первый шаг сделан, а значит работа, по тральщикам нового поколения, будет вестись дальше.

Тема оборудования тральщиков, оказалась очень занятной, но в тоже время и сложной! Думаю это не последняя статья по проекту!

Если я что-то не отразил и нужно еще глубже капнуть прошу писать в комментариях! Работа будет продолжена.

Понравилась статья? Подписывайтесь и читайте уже опубликованные материалы!!!

А так же ставьте лайки, поддержите канал!