Не будем обсуждать бесконечные истории о том, как разведчики «положили на стол вождя полный план «Барбаросса», а он не сумел… не придал значения… не оценил…»
Не станем рассуждать и о том, что у немцев оружие… техника… танки… были лучше, больше, качественнее – историки считают, что к 1941 году оборонная промышленность СССР выпускала все виды вооружения, которыми была одержана победа. Новая военная техника военных лет, считает С. Рыбас, была улучшением, модификацией – того, что было сконструировано в 1930-х годах, вполне хватило.
Германское командование пришло к выводу: события в Испании, где воевали русские добровольцы на отечественной технике, и особенно Северная (Финская) война показали прекрасные боевые качества отдельных бойцов и неготовность основной массы. Геббельс после просмотра советского фильма о Финской войне записал в дневнике: «Жалкое зрелище. Чистый дилетантизм. Сообщество недочеловеков».
В великой битве двух систем немцы проявили себя отличными бойцами – это была к 1941 году лучшая армия в мире. Перед немцами поставили невероятно дерзкую задачу: покорить мир силой оружия и расового превосходства.
И вдруг сверхчеловеки были побеждены «сообществом недочеловеков». Как это могло случиться?
Потому что перед войной в СССР было сделано главное: Сталин осмыслил значение культуры, насыщенной идеологией, и накануне великой битвы особое внимание уделил именно искусству, а не политическим лозунгам, которые, конечно, тоже были, но главное – возникают на сцене, на экране, в стихах и песнях образы патриотов, защитников Родины, самоотверженных героев, жертвующих собой ради великой цели. И не случайно маршал Жуков скажет после войны: «В войне победили двадцатилетние», – те, кто прошёл советскую школу, пионерскую организацию, комсомол.
На войне воюют люди. Именно они достигают Победы и решают основные цели и задачи войны. Поэтому человеческий фактор особенно значим в ряду слагаемых в достижения Великой Победы. Но чтобы эти люди победили, нужно не только лучшее оружие, но и идея, ради которой можно рискнуть своей жизнью.
И, забегая вперёд, спросим: сейчас правительство сможет бросить такой лозунг, ради которого человек способен на сверхусилия и даже на самопожертвование? «Вперёд, в бой за то, чтобы Чубайс мог отложить новый миллион? В атаку, чтобы новый министр купил новый коттедж в Италии?» Кажется, руководители России и хотели бы выдвинуть некую общенациональную идею, но не выдвигается, может, и потому тоже, что у арестованных чиновников конфискованные доллары меряют килограммами!
А Сталин понял ценность воспитания и идеологического воздействия.
В 1938 г. была восстановлена первая русская патриотическая опера М. Глинки «Жизнь за царя», правда, название сменили – «Иван Сусанин». Причём приученные к классовой борьбе чиновники от культуры были явно напуганы финальной сценой, когда хор и все герои поют «Славься!», обращаясь к царю, и потребовалось вмешательство Сталина, чтобы сцена осталась в опере.
Ещё раньше Политбюро раскритиковало оперу на либретто Демьяна Бедного «Богатыри», где княжеский двор и сам князь постоянно пьяные, князь спьяну заставил народ креститься, а главные положительные герои – разбойник Угар и беглые крестьяне.
Политбюро вступилось за «богатырей из русского былинного эпоса» и распорядилось «пьесу из репертуара снять». (Представляю, что было бы с Войновичем и его «Солдатом Чонкиным», водевильно изображающим начало войны! Я целиком поддерживаю мудрое высказывание В.Т. Шаламова о том, что может быть вальс «Амурские волны», но невозможен фокстрот «Колыма». Делать из трагедии 41 года хохму – некрасиво!)
А Сталин распорядился приготовить максимальное количество копий фильма С. Эйзенштейна «Александр Невский», чтобы его посмотрели в самом дальнем уголке Советского Союза. А знаменитая фраза «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет» – это же чуть изменённая цитата из Евангелия, прекрасно известная бывшему семинаристу Джугашвили.
В 1941 году впервые присуждалась Сталинская премия в области литературы и искусства. И получили эту премию М.А. Шолохов за роман «Тихий Дон», А.Н. Толстой за «Петра І» и С.Н. Сергеев-Ценский за эпопею «Севастопольская страда» – книги, прямо таки дышащие патриотизмом.
И конечно, вспомним Аркадия Гайдара и его книги о мальчишках и девчонках, которые твёрдо знают, что честь, храбрость и верность – это не просто слова. И справедливо сказал Гайдар о себе и своих товарищах: «Пусть потом когда-нибудь люди подумают, что вот жили такие люди, которые из хитрости назывались детскими писателями. На самом же деле они готовили краснозвездную крепкую гвардию». И они добились главного результата – вырастили самоотверженное поколение победителей.