Первое знакомство с социальной жизнью, ее закономерностями и причинно-следственными связями происходит в образовательной среде детского сада, где все окружающие детей люди играют каждый свои роли. Занятия театром очень важный этап в жизни дошкольников – это преодоления себя, своих комплексов, познание своих возможностей, развитие эмоциональной сферы. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости в общении– это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Театр и сказка - верные друзья. Идут в ногу.
Дети очень любят, когда им читают сказки. Они смеются и грустят вместе с персонажами, расстраиваются из–за неудач любимых сказочных героев. Сказка является мудрым учителем, который общается с детьми на их языке — сказочном языке вымысла, фантазии и воображения. Сказка для ребенка – это не что иное, как особое средство постижения жизни, способ познания. Образность сказки хорошо усваивается ребенком. Сказка близка ребенку по мироощущению. Раннее соприкосновение с народным творчеством, обогащает чувства ребенка пониманием добра, ласки, тепла.
Работая с детьми младшего дошкольного возраста,опираюсь на общие дидактические принципы: наглядности, доступности, связи с жизнью, учета ситуации, гуманистической направленности, систематичности и последовательности, учета индивидуальных особенностей. Активно привлекаю детей к посильному участию в инсценировках русских народных любимых сказок, стихов, эпизодов из повседневной жизни. Использую разнообразные виды театров: пальчиковый, настольный, фланелеграф, театр в лицах» - шапочки героев, магнитный театр, театр игрушек, театр плоскостной деревянный для индивидуальной работы, или игры малыми группами.
Дети раннего и младшего дошкольного возраста имеют свои особенности: разговорная речь не многочисленна, ориентировка в пространстве затруднена. Но возможность организовать самые простые постановки есть. При сопровождении речью взрослого, дети активно выполняют действия и разговаривают запомнившимися фразами.
В силу возраста дети в данной деятельности не могут быть самостоятельными. Поэтому, педагог является не только наставником и учителем, но и актером, ведущим и помощником. В таких сказках как Репка, Колобок, Теремок педагог является ведущим и рассказчиком. Дети же выполняют движения, говорят отдельными фразами и имитируют движения животных, повадки. Например лису, волка, медведя. Помогает, конечно же и музыкальное сопровождение.
Сказки всегда красочные и нарядные, что и привлекает детский взор. Декорации – дорогое удовольствие. На помощь приходят творческие родители. Мы вместе рисуем, выпиливаем их фанеры, шьем и вяжем. Мастера на все руки! Изготовление необходимых атрибутов – процесс очень увлекательный! Порой в ходе подготовки выискиваются такие талантливые родители, о которых и не догадывались. Скрытые таланты!!!
Организовывая театральные постановки с детьми дошкольного возраста, мне не довелось услышать отрицательных отзывов. Детям нравится, а значит мамы довольны.
Не може педагог заниматься театральной деятельностью, если сам не любит театр. Только заинтересованные люди способны вовлечь детей в мир сказок и своим примером вести за собой.
Обязательным условием вовлечения детей и родителей считаю походы в театр. Действенный пример игры и настоящие декорации дают полное представление о творчестве и завлекают в театральное пространство.. Появляются идеи и растёт творческое вдохновение...
Творческая личность творит от души...
Занимаясь с детьми театром, вовлекая их в сказочную жизнь, дети раскрепощаются, открывают потайные дверцы своей души, учатся быть полезными. А самое главное - навыки, полученные в театрализованных играх, дети могут использовать в повседневной жизни.