Найти тему

Театральная деятельность как средство социализации детей раннего и младшего дошкольного возраста

Фото из личного архива
Фото из личного архива

Первое знакомство с социальной жизнью, ее закономерностями и причинно-следственными связями происходит в образовательной среде детского сада, где все окружающие детей люди играют каждый свои роли. Занятия театром очень важный этап в жизни дошкольников – это преодоления себя, своих комплексов, познание своих возможностей, развитие эмоциональной сферы. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости в общении– это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Театр и сказка - верные друзья. Идут в ногу.

Дети очень любят, когда им читают сказки. Они смеются и грустят вместе с персонажами, расстраиваются из–за неудач любимых сказочных героев. Сказка является мудрым учителем, который общается с детьми на их языке — сказочном языке вымысла, фантазии и воображения. Сказка для ребенка – это не что иное, как особое средство постижения жизни, способ познания. Образность сказки хорошо усваивается ребенком. Сказка близка ребенку по мироощущению. Раннее соприкосновение с народным творчеством, обогащает чувства ребенка пониманием добра, ласки, тепла.

Работая с детьми младшего дошкольного возраста,опираюсь на общие дидактические принципы: наглядности, доступности, связи с жизнью, учета ситуации, гуманистической направленности, систематичности и последовательности, учета индивидуальных особенностей. Активно привлекаю детей к посильному участию в инсценировках русских народных любимых сказок, стихов, эпизодов из повседневной жизни. Использую разнообразные виды театров: пальчиковый, настольный, фланелеграф, театр в лицах» - шапочки героев, магнитный театр, театр игрушек, театр плоскостной деревянный для индивидуальной работы, или игры малыми группами.

Дети раннего и младшего дошкольного возраста имеют свои особенности: разговорная речь не многочисленна, ориентировка в пространстве затруднена. Но возможность организовать самые простые постановки есть. При сопровождении речью взрослого, дети активно выполняют действия и разговаривают запомнившимися фразами.

В силу возраста дети в данной деятельности не могут быть самостоятельными. Поэтому, педагог является не только наставником и учителем, но и актером, ведущим и помощником. В таких сказках как Репка, Колобок, Теремок педагог является ведущим и рассказчиком. Дети же выполняют движения, говорят отдельными фразами и имитируют движения животных, повадки. Например лису, волка, медведя. Помогает, конечно же и музыкальное сопровождение.

Сказки всегда красочные и нарядные, что и привлекает детский взор. Декорации – дорогое удовольствие. На помощь приходят творческие родители. Мы вместе рисуем, выпиливаем их фанеры, шьем и вяжем. Мастера на все руки! Изготовление необходимых атрибутов – процесс очень увлекательный! Порой в ходе подготовки выискиваются такие талантливые родители, о которых и не догадывались. Скрытые таланты!!!

Организовывая театральные постановки с детьми дошкольного возраста, мне не довелось услышать отрицательных отзывов. Детям нравится, а значит мамы довольны.

Не може педагог заниматься театральной деятельностью, если сам не любит театр. Только заинтересованные люди способны вовлечь детей в мир сказок и своим примером вести за собой.

Обязательным условием вовлечения детей и родителей считаю походы в театр. Действенный пример игры и настоящие декорации дают полное представление о творчестве и завлекают в театральное пространство.. Появляются идеи и растёт творческое вдохновение...

Кукольный театр имени Афанасьева. Фото личного архива.
Кукольный театр имени Афанасьева. Фото личного архива.
Детский театр кукол. Фото личного архива.
Детский театр кукол. Фото личного архива.

Творческая личность творит от души...

Театр в картинках. Фото из личного архива
Театр в картинках. Фото из личного архива
Пальчиковый театр. Фото из личного архива.
Пальчиковый театр. Фото из личного архива.
Шапочки для театральных постановок. Фото из личного архива.
Шапочки для театральных постановок. Фото из личного архива.

Занимаясь с детьми театром, вовлекая их в сказочную жизнь, дети раскрепощаются, открывают потайные дверцы своей души, учатся быть полезными. А самое главное - навыки, полученные в театрализованных играх, дети могут использовать в повседневной жизни.