Найти тему
Джаз.Ру

День российского джаза: 1 октября. Почему именно эта дата?

1 октября 2020 г. джазовому искусству в России исполняется 98 лет. В этот день в 1922 г. в Москве состоялся первый исторически документированный джазовый концерт — и это было выступление отечественных музыкантов, а не зарубежных гастролёров: на сцену вышел «Джаз-банд Валентина Парнаха».

Единственные сохранившиеся изображения танцев Валентина Парнаха - фотография (предположительно 1925 г.) и графический скетч. Кадр из фильма Михаила Басова "Валентин Парнах. Не здесь и не теперь" (2011)
Единственные сохранившиеся изображения танцев Валентина Парнаха - фотография (предположительно 1925 г.) и графический скетч. Кадр из фильма Михаила Басова "Валентин Парнах. Не здесь и не теперь" (2011)

У истоков джазового движения в нашей стране стоял Валентин Яковлевич Парнах — поэт и танцор родом из Таганрога, который в 1919 году в Париже впервые услышал живьём настоящий джазовый оркестр и загорелся мыслью создать что-то подобное у себя на родине. 1 октября 1922 он вывел на сцену московского театрального училища собранный из московских музыкантов, профессионалов и любителей, «Первый в РСФСР эксцентрический оркестр — джаз-банд Валентина Парнаха» — и стал, таким образом, первопроходцем российской джазовой сцены, хотя сам не был музыкантом: в ансамбле он не играл, а танцевал. Его танцы, по описаниям современников, представляли собой смелые пластические импровизации, на которые явно повлияли виденные им в Европе выступления афроамериканских танцоров.

«Джаз-банд Валентина Парнаха» стал недолгой сенсацией в московских артистических кругах и просуществовал до 1925 г. Не сохранилось ни записей, ни съёмок, ни даже фотографий ансамбля: только несколько фото танцующего Парнаха. Но мы твёрдо знаем, что «Джаз-банд» существовал: его выступления надёжно документированы афишами, воспоминаниями современников и газетно-журнальными публикациями того времени.

Валентин Парнах в эпизодической безымянной роли в фильме «Весёлые ребята», 1934. В те несколько секунд, что мы видим его на экране, он произносит только два, но очень характерных для него слова:  «Давайте танцевать!»
Валентин Парнах в эпизодической безымянной роли в фильме «Весёлые ребята», 1934. В те несколько секунд, что мы видим его на экране, он произносит только два, но очень характерных для него слова: «Давайте танцевать!»

Без двух лет целое столетие продолжается история джазового искусства в нашей стране. В джазовое движение за эти десятилетия были вовлечены десятки тысяч людей, а дискографии советского и российского джаза насчитывают сотни наименований. При этом джаз как вид музыки на протяжении долгих лет находился в нашей стране в странном положении. Его бурное развитие в 1920-30-е гг. сопровождали не менее бурные дискуссии с политическим подтекстом. С началом «холодной войны» во второй половине 40-х все государственные джаз-оркестры, кроме двух, были распущены, а два уцелевших — Госджаз РСФСР п/у Леонида Утёсова и Госджаз Армении п/у Артемия Айвазяна — были переименованы в «эстрадные». Само публичное упоминание слова «джаз» в положительном смысле стало невозможным почти на целое десятилетие.

Джаз звучал по всей стране. Джаз-оркестр Куйбышевского индустриального института (ныне Самарский государственный технический университет), 1938
Джаз звучал по всей стране. Джаз-оркестр Куйбышевского индустриального института (ныне Самарский государственный технический университет), 1938

Тем не менее, утверждение, что «джаз был запрещён в СССР» — в общем-то, миф. Даже в период 1946-1955 гг., который популярный эстрадный артист Леонид Утёсов позднее сатирически называл «эпохой разгибания саксофонов», джаз не был запрещён — но его яростно критиковали, его порицали, исполнять его «не рекомендовали». Сильнее всего «не рекомендовали» джаз в системе государственного музыкального образования: не только не преподавали, но и, если студента ловили за исполнением джаза — могли и отчислить. Только после 1957 хрущёвская «оттепель» принесла бурное развитие отечественного джаза.

Джем-сешн в одном из первых московских джаз-клубов – кафе «Аэлита», 1961 (из коллекции Михаила Кулля)
Джем-сешн в одном из первых московских джаз-клубов – кафе «Аэлита», 1961 (из коллекции Михаила Кулля)

Только в 1974 г., благодаря усилиям влиятельного члена Союза советских композиторов Юрия Саульского и ряда джазовых энтузиастов, в ряде музыкальных училищ СССР были открыты программы подготовки джазовых музыкантов, а в системе государственных концертных организаций появились ставки солистов для джазовых музыкантов. До этого джазмены-импровизаторы, если не работали в государственных «эстрадных» оркестрах, считались, строго говоря, самодеятельностью. Так что только с первой половины 70-х можно говорить о том, что джаз в нашей стране окончательно признан как вид музыкального искусства.

Значки исторических Московских джазовых фестивалей 1967 и 1968 гг. (из коллекции Михаила Кулля)
Значки исторических Московских джазовых фестивалей 1967 и 1968 гг. (из коллекции Михаила Кулля)