Один из самых сильных фильмов о Великой отечественной войне. О том, каково это — выжить, победить, вернуться домой и жить долгие годы с памятью в сердце.
От написания сценария до постановки отдельных сцен создателям фильма пришлось преодолеть множество препятствий. Зная эту историю, можно только удивляться тому, что эта работа вообще была закончена.
Комедийные актеры в серьезных ролях
Анатолий Папанов был единственным, кто воевал на фронте. Ему и Евгению Леонову пришлось ломать стереотипы — их воспринимали как актеров комедийного плана.
При утверждении сценария высказывались сомнения — стоит ли назначать их на главные роли.
Персонажа слесаря, Ивана Приходько, написали специально для Леонова. В прошлом командир разведки, герой Леонова — образец чистого душой, интеллигентного и честного человека.
Евгений признавался, что образ Приходько — одна из его самых любимых работ.
Бывший радист Николай Дубинский стал бухгалтером. Невозможно без слез смотреть на встречу фронтовиков на похоронах однополчанина.
В «Белорусском вокзале» раскрылся многогранный талант Папанова. Именно после этого фильма он сыграл знаковые для своей творческой биографии роли.
Замена актрисы после половины съемок
Нина Ургант сейчас кажется нам единственно возможной исполнительницей образа сестры милосердия Раи.
Но на эту роль первоначально пригласили другую актрису.
После того, как было отснято три четверти картины, Министерство культуры потребовало заменить Ургант. Эту роль должна была сыграть Инна Макарова.
Режиссер, Андрей Смирнов, был категорически против такой замены, вплоть до отказа от съемок. И отстоял «свою» актрису.
Во время исполнения песни «Десятый наш десантный батальон» на глазах у всех, кто был на съемочной площадке, стояли слезы. Взрослые мужчины плакали. Понадобилось несколько дублей, чтобы закончить сцену.
Образ Раи очень хотела воплотить Ия Саввина. Но она сама признала, что ей не сработаться с актерами, исполнявшими главные роли. Сказалась разница в возрасте и различное восприятие сценарного материала.
Поправки и возмущение цензуры
Сценарий нещадно кромсали, выбрасывая из него целые сцены. По мнению цензоров, фильм порочил советскую действительность.
Как так, главные герои — фронтовики — не слишком устроены и счастливы в мирной жизни. Только Харламов, «Харламыч», как называют его друзья, преуспел — он директор завода.
Образ Виктора воплотил Алексей Глазырин. К сожалению, эта яркая и сильная работа стала для него последней.
Андрею Смирнову пришлось выдержать целое сражение. Съемки останавливали четырежды. Режиссера обвиняли в том, что он намеренно искажает облик героев-защитников.
В #кино они неустроенные, неприкаянные люди. Правдивое отображение жизни бывших фронтовиков назвали клеветническим, а настроение фильма в целом — упадническим.
Цензурой были выкинуты из окончательного варианта сценария эпизоды, где четверо однополчан ввязываются в драку, защищая честь фронтовиков и память о войне.
Они утихомиривают молодых наглецов, а потом и наряд милиции, прибывший их задержать. Десантное прошлое дает о себе знать. Конечно, такую сцену комиссия пропустить не могла.
Уже готовый «Белорусский вокзал» так и остался бы лежать на полке. Но его посмотрел Брежнев, сам воевавший на фронте. Кинолента произвела на него сильное впечатление, и в 1970 году состоялся премьерный показ.
Мы не мыслим антологию советского кино без «Белорусского вокзала». Такой фильм — не только дань памяти тем, кто сражался за нас. Он заставляет сопереживать героям и думать.