(Confessions of a Dangerous Mind, 2002, США)
Некоторые считают, будто режиссёрский дебют Джорджа Клуни и по сей день его лучшая картина из тех, что он снял собственноручно.
Вопрос, конечно, открытый, но согласиться с таким заявлением можно. Особенно на фоне двух последних его большеэкранных работ: "Охотников за сокровищами" и "Субурбикона" - вот уж действительно, фильмы на любителя.
"Признания опасного человека" тоже не шибко-то рвались покорять широкую публику, да и в прокате не играли бицепсами. Но в любом случае, лежащая в их основе история "якобы на основе реальных событий" крепко интригует уже на стадии аннотации, и в оригинальности ей не откажешь.
Да и её исполнение в целом не подкачало, чего уж там.
"Якобы реальные события" - это не оговорка, поскольку одноименную книгу, на которой основан фильм, надо воспринимать с изрядной долей скепсиса. Ибо её автор, телевизионный шоумен 60-70-х Чак Бэррис, в начале 80-х вдруг взял и сознался в том, что параллельно своей телекарьере он подрабатывал... киллером в ЦРУ! И что на его совести убийства, либо соучастие в убийствах, аж более 30 человек! О чём он и исповедался в своём романе, ну а дальше хотите верьте, а хотите нет.
Ожидаемо, что ЦРУ ни в чём таком не созналось, да и вообще отмахнулось от Чака, как от двинутого на голову, фантазёра-балабола. И по-честному игнорировало его "байки" до конца его дней. В итоге Бэррис дожил до преклонных 87 лет и умер совершенно обычной смертью, успев помимо этой книги накатать затем ещё полдесятка томов своих откровений. Уже не только о шпионской работе, но и о своей работе шоумена.
Зато Голливуду на мнение скептиков, а тем паче скептиков в погонах было начхать.
И вот после долгих проволочек экранизация скандальной автобиографии Бэрриса увидела-таки свет... и "каталась" практически в пустых кинотеатрах (не иначе, то были происки ЦРУ!). Ну да хоть своему создателю Клуни и сыгравшему "киллера" Чака, Сэму Рокуэллу кино принесло иные дивиденды. В виде наград, номинаций, а после выхода на DVD - и новых поклонников, чего уж там.
34-летний Рокуэлл, кстати, здесь просто в ударе. Чья бомбическая игра и уравновешивает огрехи картины, увы, не избежавшей сюжетных пробуксовок и рефлексивно-скучных сцен. При этом - "не баг, а фича!"© - гораздо более узнаваемые личности (сам Клуни, Джулия Робертс, Рутгер Хауэр, Брэд Питт и Мэтт Дэймон) задвинуты на второй, третий, а то и вовсе эпизодический план. Что привносит в фильм элементы неожиданности и добавляет иронии, хотя с нею, а также с чёрным юмором в "Признаниях" и так всё в порядке.
***
В общем, да - говоря объективно, опытный режиссёр-профи снял бы эту историю более драйвово и интереснее. Но для первого блина Джордж Клуни тоже отработал очень и очень похвально. Ну а Сэм Рокуэлл, а также прочие участники сего культурно-массового мероприятия сгладили своим суммарным обаянием все шероховатости дебютанта.
Разве что любителей серьёзного кино про шпионов тут вряд ли чем-то порадуют - как, вероятно, и в книге. Но в качестве чисто художественной истории-допущения "Признания" радуют неординарным сюжетом, его поворотами, и пусть нечасто, но всё равно иногда возникающим желанием пересмотреть весь этот полубезумный спектакль.