Найти тему
ТАНКИ

БТ-2 — первый быстроходный танк СССР, он буквально ворвался в мир танков-черепах

Оглавление

СССР через закупочную компанию в США закупило 2 танка Кристи модели M.1930. Танки прибыл без башен и без полного комплекта документов. В таком виде танк получил советское обозначение «БТ-1».

Вскоре был составлен отчет о возможных усовершенствованиях конструкции. Во первых пришлось делать башню с нуля. Было создано специальное КБ для доводки этого танка. После всех доработок танк получил индекс «БТ-2».

Танк БТ-2
Танк БТ-2

Производство нового танка началось в начале 1932-го года на Харьковском паровозостроительном заводе. Сначала были проблемы с тяжелым металлостроительством, не хватало станков, профессиональных специалистов, хорошей качественной стали.

Начались проблемы с производством моторов М-5, поэтому пришлось закупать в США двигатели «Либерти». Существовала заминка с вооружением танка, производство 37-мм пушки Б-3 всё никак не могли наладить.
БТ-2
БТ-2

Однако постепенно проблемы решались, сборка «БТ-2» наладилась, в 1932-ом году собрали 396 танков, в 1933-ем — 224 танка, после чего на танк примерили 45-мм пушку и было решено выпускать более совершенный «БТ-5». Всего было произведено 620 танков «БТ-2».

Конструкция

Необычной для советских танков была подвеска Кристи, она определила развитие танков БТ а после и Т-34 на целое десятилетие. «БТ-2» был однобашенным танков классической компоновки с пушечно-пулеметным вооружением и противопульной броней. От лба корпуса к корме в танке было расположено 4 отсека — управления, боевое, силовое и трансмиссионное.

Чертеж БТ-2
Чертеж БТ-2

Корпус танка собирался из катанных бронелистов толщиной 6, 10 и 13 мм. Башня танка имела цилиндрическую форму со скошенным лобовым листом. Экипаж состоял из 3 человек — мехвода в лобовом отсеке, командира и заряжающего, выполняющего еще и функции пулеметчика. Покидать танк предполагалось через люк мехвода и люк в крыше башни.

На танк был установлен авиационный мотор «Либерти», мощностью 400 л.с. На «БТ-2» установили индивидуальную свечную подвеску, ставшую известной как «подвеска Кристи».

Главной новинкой для советского танкостроения стал колесно-гусеничный ход. Переход «БТ-2» с гусеничного хода на колёсный занимал полчаса, в ходе которого гусеницы делили на 4 части и закрепляли на надгусечных полках.

«Летающий» БТ-2
«Летающий» БТ-2

Главным вооружением танка было 37-мм орудие Б-3, имевшее немецкие корни. Летом 1930-го СССР купил у немецкой фирмы «Райнметалл» 6 орудий, в т.ч. 37-мм пушку. После этого копия этого орудия получила в СССР индекс 1-К, на основе которого и была разработана 37-мм пушка 5-К, установленная на «БТ-2». Также на танк был установлен 7,62-мм пулемет ДТ.

Наладка производства 37-мм пушек Б-3 шла проблемно. Из-за этого из 620 танков БТ-2 всего 208 оказались оснащены пушками, остальные имели только пулеметное вооружение.
БТ-2
БТ-2

Всего было 4 варианта классических БТ-2 (о других модификациях ждите в следующих статьях):

  • пушечный (37-мм орудие)
  • пушечно-пулеметный (37-мм орудие и 1 пулемет в шаровой установке)
  • пулеметный (2 спаренных пулемета ДТ)
  • усиленно-пулеметный (спаренные пулеметы + еще 1 пулемет в шаровой установке)

Боевое применение:

Первый раз «БТ-2» принял участие в битве на Халкин-Голе в 1939-ом году в противостоянии Японской Императорской армии. Жуков, командующий армейской группой, атаковал японские части силами, вооруженными танками БТ. В бой было отправлено 132 танков «БТ-2» и «БТ-5», из которых 46 сгорело, 36 подбили, но японцы были разбиты и деморализованы.

Также некоторое количество танков «БТ-2» участвовало в Советском нападении на Польшу в 1939-ом году, также показав себя вполне неплохо.

Поучаствовали танки «БТ-2» и в Советско-Финской войне 1939-1940-х гг. Из 82-х танков большинство поломалось, но 2 танка финны непосредственно подбили противотанковыми ружьями и орудиями, а еще 2 «БТ-2» просто утонули...

К моменту начала великой отечественной войны на вооружении красной армии оставалось 580 из 620 произведенных танков «БТ-2», при этом на ходу было только 366 танков, а остальные требовали ремонта или были учебными.

Большинство «БТ-2» было потеряно в самом начале 1941-го года, остатки использовались аж до 1944-го года. На данный момент к сожалению ни одного БТ-2 не сохранилось.

Немецкие солдаты подходят к побитым БТ-2
Немецкие солдаты подходят к побитым БТ-2

Характеристики:

  • Масса — 11,3 тонны
  • экипаж — 2 человека (мехвод и командир/наводчик/заряжающий)
  • размеры — 5,35 м (длина) * 2,23 м (ширина) * 2,16 м (высота), 0,35 м (клиренс)
  • вооружение — 37-мм орудие Б-3 и пулеметы ДТ в разных вариантах (см. выше)
Бронепробиваемость орудия Б-3
Бронепробиваемость орудия Б-3
Примечательно, что у данного орудия были довольно редкие шрапнельные снаряды на 30 и 50 пуль, и вместо привычных осколочно-фугасных в боекомплекте были просто осколочные снаряды. Вероятно в бою фугасных снарядов экипажу явно не хватало.
  • бронирование:

Лоб корпуса — 13 мм

борта корпуса — 13 мм

корма корпуса — 10 мм

башня по кругу — 13 мм

маска орудия — 13 мм

днище — 6 мм

  • максимальная скорость — 72 км/ч (на колесах) или 51 км/ч (на гусеницах) по шоссе
  • удельная мощность — 35,4 л.с. на тонну, поразительный показатель для танков 1930-х годов!!! (двигатель, мощностью 400 л.с.)
  • подвеска — индивидуальная свечная (Кристи)
  • запас хода — 200 км (на колесах), 120 км (на гусеницах) по шоссе

«БТ-2» стал советским первенцем быстроходных танков. Удельная мощность в 35,4 л.с. на тонну была просто невероятной для всего мира, да и чего уж.. до сих пор это практически недостижимый показатель. В 1932-ом году сочетание таких характеристик неизбежно сулило танку большое будущее — чем и стала советская линейка быстроходных танков, приведшая в конце концов к Т-34.